Учимся ездить по бездорожью

За последние десять лет продажи внедорожников, неуклонно растут. Большинство этих автомобилей, даже не увидят настоящей грязи под колесами, но многие из владельцев этих автомобилей, все же выезжают с дорог и попадают в местность для которой и предназначены их джипы. Хотя внедорожник и обладает высокой проходимостью, стоит все же иметь хотя бы небольшое представление о возможностях автомобиля, о правилах и рекомендациях при вождении автомобиля в сложных дорожных условиях.

JEEP преодолевает грязь Jeffrey/www.flickr.com/CC0
JEEP преодолевает грязь Jeffrey/www.flickr.com/CC0

Один из лучших советов - это знание, что перед вами, стоит учитывать что лежит перед вашими колесами, как глубока лужа, что находится за подъемом и так далее. Следуя рекомендациям, можно избежать некоторых неприятностей, которые могут случиться с вами на бездорожье, как минимум не придется идти за трактором или вызывать эвакуатор и платить за дорогостоящий ремонт.

Конечно невозможно дать совершенный совет для всех. Большинство автомобилей отличаются друг от друга, на них установлены колеса разного диаметра, резина с разными протекторами, центр тяжести автомобилей находится в разных точках и геометрическая проходимость разная для большинства внедорожников. Универсальны советы помогут многим владельцам внедорожников, но стоит делать индивидуальные поправки, зная возможности и недостатки своего автомобиля.

Изучите свой автомобиль

Перед выездом на бездорожье, изучите свой автомобиль. Удостоверьтесь что шины в хорошем состоянии, менять одно или два колеса в лесу или поле не лучшее занятие. Изучите клиренс и свесы внедорожника спереди и сзади, что бы знать какой подъем или спуск может преодолеть ваш автомобиль и не будет задевать бамперами о препятствия. Определите какой глубины колеи способен преодолевать ваш автомобиль. Если по пути встречается затопленная дорога или колея не ленитесь и тщательно проверьте ее глубину.

Что взять с собой

Минимальный набор - это вода и мобильный телефон. А вот далее этот список наверное бесконечен. Еда для перекуса с запасом на всякий случай. Так же рекомендую взять с собой запасную одежду и обувь, для того, чтобы переодеться в том случае если промокните или сильно испачкаетесь. Ну и конечно средства для вызволения автомобиля из грязи, как минимум лопата. Список может быть очень большим, и зависит от направления в которое вы едите.

Правильный режим вождения

Большинство современных внедорожников оборудованы электронными системами выбора движения по бездорожью в зависимости от поверхности, выбирайте правильный режим и старайтесь двигаться минимальной скоростью, избегая пробуксовки. Осторожно используйте педаль газа, резкое ускорение вращения колес может привести к застреванию или потери траектории движения.

Не нарушайте

Не во все места разрешен въезд на автомобилях и транспортных средствах. Нельзя находиться в водоохранной зоне и в большинстве заповедников. Встретив диких животных не пугайте их, и старайтесь соблюдать тишину.

Подъемы и спуски

При движении в гору или подъем правильно использовать максимально высокую передачу, а при спуске максимально низкую, чтобы избежать использование тормоза. Иногда полезно переключить автоматическую коробку передач в ручной режим и выбирать передачу самостоятельно. Так же полезно использовать электронную функцию спуска или подъема если она есть в вашем автомобиле.

Две Тойоты на отдыхе Ben Schmitt/www.flickr.com/CC0
Две Тойоты на отдыхе Ben Schmitt/www.flickr.com/CC0

Снег, гравий, трава

Поддерживайте тягу автомобиля при движении по снегу на более высокой передачи, если колеса начинают проскальзывать, ослабьте газ, чтобы восстановить тягу.

Гравий более сложен для движения потому, что сцепление с поверхностью постоянно меняется. На гравийном покрытии ускоряйтесь более аккуратно и используйте более широкий радиус поворота автомобиля. Так же не создавайте большой скоростью движения облако пыли за собой, выбирайте оптимальную скорость.

Трава тоже не проста для передвижения, особенно когда мокрая, при движении по траве будут те же советы, что для гравия и снега.

Песок

При движении по песку, стоит сразу снизить давление в шинах, для увеличения пятна контакта с поверхностью, поддерживайте тягу, избегайте резких поворотов.

Горы, скалы

Оцените возможность преодоления препятствия, и оцените риски. Узнайте что находится за подъемом. Если у вас есть помощник, лучше если он поможет снаружи автомобиля. Если очень сильный наклон в сторону, оцените как возможно его преодолеть безопасно. Подниматься и спускаться со склона необходимо по прямой, старайтесь избегать поворотов по возможности.

Грязь и колеи

Старайтесь сохранять импульс движения, при этом ехать с максимально низкой скоростью. Глубокие колеи возможно проехать вразрез, пустив колею под днищем автомобиля. Старайтесь избегать торможения в грязи.

Вода

Лучший способ преодолеть водную преграду - это объехать ее. Если же объезда нет, то перед преодолением брода, необходимо оценить его глубину по всей длине и ширине автомобиля, убедится, что автомобиль сможет забраться на другой берег. При преодолении стоит поддерживать невысокую скорость, чтобы не создавать волну перед капотом. В случае пересечения группой преодолевать препятствие по очереди.

... и помните, как только вы закончите свое бездорожное приключение, прежде чем вернуться на асфальт, остановитесь, проверьте давление в шинах, повреждения кузова и подвески. По возможности удалите грязь с колес и тормозных механизмов, не спешите разгоняться, убедитесь в работоспособности всех систем автомобиля.