А что, если посмотреть на процесс чтения как на процесс обучения ?

10 September 2020
Книги служат многим целям. Порой мы читаем для развлечения, а порой — чтобы чему-то научиться. Временами мы читаем, чтобы отвлечься, вдохновиться, получить наставления, побороть скуку долгого авиаперелета. Но если бы передо мной стояла задача свести все цели чтения к однойединственной, я бы назвал обучение. Книги — сокровищница человеческого знания. Даже в невинном любовном романе или детективе содержатся социальные нормы, культурные стереотипы, приметы времени и места, авторский взгляд на мир. Основная культурная функция книги — обучать, а остальные функции — это просто творческое развитие основной.
- Джейсон Меркоски, "Книга 2.0"

В прошлой заметке, речь шла о том, что деление путешествия от чтения к результату на четыре шага - лишь метафора, которая помогает сформулировать идеи и инструменты метода чтения для практики, чтобы была возможность выделить их и обсудить.

А что, если посмотреть на процесс чтения как на процесс обучения ?

Но в реальной жизни все это происходит одновременно. Причем, происходящее оказывает взаимное влияние. И если продолжить метафору путешествия, то метод чтения для практики - это колесо обучения Чарльза Хэнди, вытянутое в спираль самообразования.

А что, если посмотреть на процесс чтения как на процесс обучения ?

А что, если посмотреть на процесс чтения как на процесс обучения?

Замечу, речь не про обучение ради обучения. Речь о проектном подходе к организации достижения результата. И в этом подходе чтению (а шире - работе с потоками информации) отведена роль источника идей и инструментов.

Но фишка тут в том, что именно ваше видение проблемы (шаг 1) определяет то, что вы будете подмечать в книгах, извлекать из книг и превращать в порции информации. А затем, уже выстраивая из них цепочки (шаг 3) и совершая действия (шаг 4), вы вновь будете возвращаться к чтению и работе с другими потоками информации (т.е на шаг 2). Только происходить это будет уже на новом витке спирали самообразования, ибо вновь запуская процесс обучения вы будете опираться на опыт предыдущих наработок (т.е всех тех конспектов/summap/инструментов, что у вас уже сформировалось на шаге 2).

И чем слаженнее работает весь этот механизм, тем большое у вас будет вариантов выбора при моделировании действий (шаг 3). А значит будет больше вариантов для совершения действий и получения результата.

Безусловно, может быть ваша ситуация плавно перетечет от моделирования (шаг 3) через действия (шаг 4) к результату и не потребует возвращения к чтению и работе с потоками информации (шаг 2). Так тоже бывает 😉 Но мой опыт показывает, что переходя к моделированию (шаг 3) и действиям (шаг 4), мне всегда есть что уточнить или узнать получше. И часто бывает так, что сам результат требует уточнения или развития, и запускает процесс по новой (т.е возвращает меня к шагу 2).

И пусть я всегда нахожу повод вернуться к шагу 2, а вы достигнете конечной точки маршрута путешествия от чтения к результату за один проход - нам с вами нужно опираться в этом процессе на модель обучения. Или скажу иначе - нам всем нужно уметь учиться учиться.

В первый раз встретил книгу "Учимся учиться" на полке в библиотеке, еще когда учился в институте. Книга посвящена детальному описанию понятия НОУ - научной организации учебы. На мой взгляд, в книге много места уделено выводам и рекомендациям для тех кто обучает или выстраивает процесс обучения. Однако, и те кто учатся, тоже найдут в книге много интересного и полезного.

Начиная с главы о методах познания, фрагмент которой я оформил в виде инструмента

А что, если посмотреть на процесс чтения как на процесс обучения ?
А что, если посмотреть на процесс чтения как на процесс обучения ?
А что, если посмотреть на процесс чтения как на процесс обучения ?

А в прошлом году меня нашла книга "Как научиться учиться". И пусть она посвящена вопросам обучения, однако все идеи подходят и для улучшения процесса самообразования. В центре книги - подход к организации процесса обучения, состоящий из 6 шагов:

А что, если посмотреть на процесс чтения как на процесс обучения ?
А что, если посмотреть на процесс чтения как на процесс обучения ?

На мой взгляд, это похоже ...на спираль. Восходящую спираль. Оставляя начальные этапы неизменными, но каждый раз уточняя их содержание на новом витке спирали, к остальным этап будет необходимо возвращаться снова и снова.

Ведь, как точно замечает автор, изучение - своеобразная форма ментального действия, и чем более активно вы вовлекаетесь в процесс, тем больше будете способны усвоить.

_____________

Что еще прочитать

___________

Интересного чтения и практической пользы!

Вадим Бугаев

Дневник || Полки || Книги и ссылки || Подкаст

А что, если посмотреть на процесс чтения как на процесс обучения ?