Чтение для практики: подмечайте, пишите и рисуйте

212 full reads
421 story viewUnique page visitors
212 read the story to the endThat's 50% of the total page views
5 minutes — average reading time

Чтение для практики: подмечайте, пишите и рисуйте

Создание Инструмента, поиск Взаимосвязей между элементами Знания, преобразование прочитанного в Summap - требуют предварительного прочтения книги и обязательного продумывания содержания. Кроме того, их создание определяется целью/задачами чтения.

А вот делать пометки на полях, писать конспект прочитанного и рисовать визуальные заметки, в процессе активного чтения кажется мне вполне естественным. Иногда, еще и достаточным для решения задачи чтения. Однако с ними все не так просто, как кажется на первый взгляд

В чем же главное значение книжного влияния? Не столько в том, что читатель выносит из книги, сколько в том, что он сам переживает во время ее чтения, — в том, что он передумывает, читая ее, в том, какие чувства, настроения, стремления, мечты зарождаются при этом в его душе и стремления к каким именно действиям. Но все это происходит не столько под влиянием книги, сколько совместно с нею, одновременно.
Правда, иная книга производит настоящий взрыв в душе. Но ее роль, даже и в таком случае, это роль искры, прилетевшей в пороховой погреб. А что именно делает эта искра — это зависит от того, что еще до этого времени было в том погребе, куда эта искра прилетела.
Николай Рубакин, русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель.

Подмечайте: делайте пометки на полях

В процессе чтения я всегда делаю пометки на полях. Причем, как в книгах бумажных, так и в электронных. Моя система меток постоянно дорабатывается, потому представленный тут вариант является лишь одним из вариантов.

Метки у меня цветовые и символьные. Цветовая схема сложилась в то время, когда активно использовал стикеры в бумажных книгах, и тут я довольно консервативен. А вот с символьной активно экспериментирую лишь с 2015 года и потому тут постоянно что-то меняется. Хорошо, что я сохраняю предыдущие версии, иначе мог бы и не разобраться в собственных заметках (а они порой составляют существенную часть содержания книги)

Чтение для практики: подмечайте, пишите и рисуйте

Чтение для практики: подмечайте, пишите и рисуйте

Все довольно понятно, как мне кажется. Только замечу, что под словом "процесс" я подразумеваю некую последовательность действий, благодаря которой я решаю ту или иную задачу. Можно называть это "системой" или "ритуалом". В моей жизни много таких процессов — написание заметки, проведение презентации или семинара, активное прочтение книг, и т.д. И вот когда я вижу в тексте книги некий инструмент или хорошую идею, которая может улучшить качество моей жизни, то я выделяю ее. А потом либо встраиваю в существующий процесс, либо инициирую новый.

Пишите: делайте опорные конспекты и ведите дневник читателя

Стараюсь каждый сеанс активного чтения завершать написанием конспекта. Пишу от руки в своем цифровом молескине. Конспекты получаются краткими и по большей части содержат мои мысли по поводу прочитанного. Для меня в написании этих конспектов есть еще вот какой плюс — часто он становится рукописным черновиком будущей заметки о книге (вынуждая меня обязательно перепечатывать и редактировать текст будущей заметки, когда я начинаю готовить ее к публикации).

Сразу скажу, что опорные конспекты (за идею спасибо Андрею Таранову, участнику одного из моих мероприятий) пишу не часто. Причем пишу не по всей книге, а по отдельной части или инструменту, которые вызывают отклик и побуждают к действию. А все потому, что благодаря техникам фрирайтинга моя мысль отталкиваясь от содержания книги, сильно расширяет контекст ситуации. Поначалу мне казалось, что это не верно и надо писать "ближе к теме". Но постепенно я начал видеть в этих отвлечениях все больше полезного. А когда прочитал интервью о чтении с Александром Секацким, так в голове сразу сложилось четкая картинка - есть задачи когда необходим опорный дневник прочитанного, однако в большинстве ситуаций мне ближе вести дневник читателя . Веду его для себя. Иногда что-то выношу в публикации...

Кратко о том как писать конспект. Пишите как хотите. Как удобно. Когда есть место и время. Да, для достижения лучшего эффект стоит сформировать привычку. Однако необходимость этого уже сильно зависит от целей и задач каждого.

Для примера. Вот как выглядели мои конспекты до определенного момента

Чтение для практики: подмечайте, пишите и рисуйте

И вот как они выглядят сейчас

Чтение для практики: подмечайте, пишите и рисуйте

И даже так

Чтение для практики: подмечайте, пишите и рисуйте

Можно заметить, что в мои конспекты попадают не только книги, а еще много других источников обучающей информации — обучающие вебинары, лекции, семинары, статьи. Для подобный формат работы с информацией это привычка, которая подкреплена элементами рабочего процесса

Рисуйте viznote

Мне очень близко выражение французского художника и скульптора Анри Матисса: рисовать - значит очерчивать свои идеи. Однако пока рисование не является моей сильной стороной и потому я придумал следующий выход — делаю зарисовку той или иной идеи от руки, комбинируя ее с иллюстрациями обложки, рисунков и/или выдержками из текста книги.

Чтение для практики: подмечайте, пишите и рисуйте

Организуя материал тем или иным образом в процессе размышления над задачей, я даю наводки своему мышлению и нахожу довольно интересные находки. Рекомендую попробовать!

Самый явный признак  того, что вы читаете правильно и  эффективно, — это  усталость. Настоящее чтение требует интенсивной  работы ума. Я далеко  не  расслабленный человек, но  раньше нередко обнаруживал, что читаю вяло  и пассивно. Частенько я не  мог читать более нескольких часов подряд, но  за  это время, как правило, удается прочесть немного. Обычно настоящее чтение — это тяжелая и медленная работа. Наверняка есть люди, читающие  качественно и быстро, но я к таковым не  отношусь. Тем более что сама по  себе  скорость неважна. Главный фактор — это активность. Пассивное  чтение не  приносит плодов. Оно использует мозг, как промокательную  бумагу

Помимо усталости должен существовать видимый результат  интеллектуальной  деятельности. Обычно людям свойственно основные процессы мышления выражать словами. Мы привыкли вербализировать собственные мысли, вопросы и суждения, которые возникают в процессе  чтения. Читая, вы непременно думаете, а потому  у вас всегда есть то, что можно выразить словами. Отчасти я считаю  чтение медленным процессом, потому что веду  дневник своих скромных интеллектуальных достижений. Я не могу перейти на следующую страницу,  если не  запишу мысль, которая пришла мне в голову при чтении текущей
Мортимер Адлер, американский философ, педагог и популяризатор

______________________________________

другие заметки рубрики "Чтение для практики"

заметка, "Расширенное содержание книги и визуальная структура взаимосвязей"

заметка, "Книга как набор инструментов"

нарратив, "Как читать, чтобы формировать знания, вырабатывать знания и достигать результата"

продолжение следует

______________________________________

Желаете видеть в вашей ленте больше материалов об активном чтении и применении прочитанного на практике? Тогда (1) поддержите эту заметку нажав "палец вверх", (2) подпишитесь на канал и (3) регулярно читайте большие обзоры, короткие заметки, подборки идей и инструментов из книг для бизнеса и саморазвития. Большое спасибо :)

______________________________________

Вдумчивого чтения и практической пользы!

Вадим Бугаев, "Чтение для практики"

страница проекта в FB

страница проекта в VK

блог "Чтение и практика"