Как сделать творчество повседневной рутиной: фрирайтинг, визуальное мышление и фотография

Почему бы вам не использовать писательство как повседневную практику? Погружаясь в творчество, вы можете перенестись куда угодно.
- Натали Голдберг, "Человек, который съел машину"

Писательство для меня это хороший способ поиска идей. Стуча по клавишам или делая рукописные заметки пытаюсь поймать что-то трудно уловимое, внимательно рассмотреть во всех деталях, понять  и объяснить. Фрирайтинг? Да, наверное. Причем, как обращенный внутрь, так и вовне. Ведь иногда я пишу, объясняя что-то своему собеседнику.

Рисование для меня хороший способ продумать идею.Редко когда начинаю процесс размышлений именно с рисунков. Однако все чаще сочетаю эти два подхода - продумав текущую ситуацию с проектами с помощью текста, сажусь и делаю визуальный набросок.

Читая книги о фотографии, всегда стараюсь найти новый взгляд на идею. Ведь процесс фотографии для меня - хороший способ увидеть идею. И это придает завершенность первым двум процессам, превращая творческий процесс поиска и обдумывания идей в ежедневную практику

И вот интересный момент. Как в писательстве меня привлекают книги о написании художественных текстов, так и в процессе визуального мышления, я регулярно изучаю книги о рисовании скетчей и создания фотографий.Откуда этот интерес? Ведь фрирайтинг так же сильно отличается от написания романов и прозы, как визуальное мышление от рисования скетчей и цифровых фотозарисовок

Отчасти ответ содержится в расширении палитры инструментов и заимствовании идей. Но дело далеко не только в этом. В этом интересе много от поиска источника вдохновения, прикоснувшись к которому мне удается иначе взглянуть на свой опыт выписывания и отрисовки идей…

Наша жизнь — хаос. Это естественно. Физики называют это энтропией — все постоянно меняется, разрушается и превращается в космическую пыль. Поэтому-то залежи на письменном столе растут, а ежедневник заполняется. Это физика.

Творчество — это  акт придания формы материи окружающего мира, создание собственного порядка. Я не про вешание на все этикеток и навязчивое раскладывание по разноцветным папочкам. А про то, что нужно решить, как вы хотите, чтобы выглядело окружающее, и стремиться к этому.

Каждый день миллион дел, уйма обязательств и домашних забот оказываются важнее  вас самих. Наверное, вы говорите себе: «Конечно, я бы  хотел рисовать, но прямо сейчас мне некогда. Может,  на выходных, в отпуске, на пенсии» и так далее.

Но творчество — это не  роскошь. Это суть жизни. То, что отличает нас от бесформенной материи. Благодаря ему наши предки выжили, а менее приспособленные существа вымерли. В ответ на перемены они учились творить, всякий раз изобретая новый ответ хаосу.

Именно так нужно поступать и вам, чтобы по максимуму проживать свою жизнь — каждый день. Быть изобретательным, гибким, открытым и восприимчивым. Ясно осознавать, чтó для вас важно. Не позволять переменам выбить вас из седла. Вот что дает творчество.

Творчество  может  стать привычкой вашей жизни, как пилатес или зубная нить, только удовольствия от него куда больше. Просто надо сменить точку зрения на то, что такое быть творческим человеком. Это не значит, что необходимо становиться художником на полную ставку. Это не значит, что потребуется много практики или инструментов. Или времени. Это не значит, что нужно становиться так называемым профессионалом.

Вам просто придется быть  собой  — и выражать себя.

- Дэнни Грегори, "Скетч на завтрак"

Фотография, как и писательство, имеет дело с сюжетом. Ручка и фотоаппарат - это просто инструменты нашего самовыражения. Если вам нечего сказать, это будет видно по вашим снимкам. Важно выработать свой способ повествования посредством поисков, изучения и анализа разнообразных переживаний, которые обогатят ваш талант рассказчика. То, чем вы занимаетесь, когда не снимаете, так же, если не более, важно для вашего творческого процесса, как и нажатие кнопки спуска затвора

- Клэр Розен, "Имаджинариум"

Ужас нашей профессии в том, что главное нельзя  выразить  словами. А между тем все, что есть у нас в чемоданчике с инструментами, — это слова,  слова,  слова.

Что ж нам делать? Пустословие — полноправный  смертный  грех, нам с вами незачем взваливать его на свои плечи. Значит, прежде чем рука потянется к перу, перо  — к бумаге, мы  должны  сами  жить, расти, очаровываться, разочаровываться, заблуждаться, искать  выход из  безвыходных положений, падать, подниматься и начинать  все сначала,  любой ценой стараться открыть свое  сердце, сопереживать  всем  и каждому,  научиться прощать,  понимать,  обрести  спасительное  чувство  юмора,  вселенский, философский подход  к событиям  и людям,  окружить  себя книжками древних мудрецов и  Учителей

И это в тесном переплетении с золотым правилом - учиться нужно не писать, а видеть - оттачивать  ясное, острое  видение, наблюдать,  накапливать.

Иначе что ты  мне хочешь  предложить, представ  предо мною на  экране телевизора, на  книжной или газетной полосе? Глупости  у меня  своей хватает,  страха,  ненависти, тревоги — этого добра у каждого больше, чем хотелось  бы. Что ты  мне можешь  дать? Чем одарить?

Вы скажете:  если  так рассуждать, то  вообще не вымолвишь и слова,  особенно перед микрофоном или камерой,  перед чистым  листом бумаги. А я вам отвечу: вот и отлично.  В мире  так мало тишины. А настоящее слово выходит из тишины и в тишину вас уводит. Чтобы услышать такое слово  и чтобы его произнести  — нужна большая осторожность  и большая внимательность. Как говорил Лао-цзы: «Там, где все идут уверенно, я пробираюсь осторожно,  как будто в бурю».

- Марина Москвина, "Учись видеть"

Оборотная сторона способности мозга не придавать значения второсте-пенным подробностям, фокусируясь на ключевой задаче, — снижение любознательности. Четырехлетний ребенок обрадуется дуршлагу, потому что еще не разделяет главное и второстепенное, для него важно все. Моя дочь во время прогулки замечает трещины на асфальте: «Посмотри, эта похожа на руку!»

Знакомые вещи постепенно становятся «невидимыми». Нас интересует только их утилитарное назначение, и не хватает времени на тщательное изучение. С карандашом и бумагой эти предметы обретут новую жизнь и станут, не побоюсь этого слова, прекрасным открытием.

Процесс рисования заставляет сосредоточиться на том, что находится прямо перед нами. Мне это доставляет огромное удовольствие. Заурядные предметы становятся интересными и важными лишь потому, что я обратила на них внимание и решила нарисовать.

Скетчи вернут утраченную с возрастом радость познавания мира. Я далека от идеализации детства и не хотела бы заново пережить ни одного дня из него. Но большинство детей рисует, а большинство взрослых — нет, хотя многие ощущают потребность запечатлеть на бумаге увиденное. Рисование — это прежде всего умение увидеть.

- Франс Белльвиль-Ван Стоун, "Скетчи!"

Когда вы фотографируете, сразу возникают два вопроса. Что вы можете сказать миру, основываясь на своем уникальном жизненном опыте и истории? И каковы ваш стиль выражения и природа вашего вИдения? Я считаю, что в каждом человеке дремлют задатки гения и есть область, в которой мы, при удачно сложившихся обстоятельствах можем преуспеть и достичь высот. Я признаю, что, начиная творческий путь, мы отталкиваемся от культурных влияний и достижений окружающих. Задача фотографа - понять, что для него значимо и откликается в нем, но при этом творить в контексте своей эпохи

- Дэвид Ульрих, "Дзен-камера"

Почему  люди пишут? Вопрос, который задает себе  каждый пишущий человек, сидящий перед экраном и впивающийся глазами в ненавистный курсор. Причем задает не только  в такие моменты, но  и в другие минуты жизни тоже.

Когда работа  идет  полным ходом и под бдительным взглядом музы руки взмывают над клавиатурой — тогда окрыленный вдохновением автор, прерываясь на первый глоток  остывшего, приготовленного еще утром кофе, в восхищенном недоумении восклицает: «Какое счастье мне дано — заниматься таким делом!»

Но  за  мгновениями восторга  обязательно следуют далеко не  радужные минуты, и тянутся они не  только днями, но  неделями и даже годами. Когда травмированная тяжким трудом муза покидает своего  писателя, мучительно вязнущего в зыбучих песках творчества, а всякое  слово, выходящее  из-под  пера или выползающее  из принтера, оказывается совсем не  тем, не  тем и не  тем — вот тогда автор с возмущением взывает к небу: «За что мне все это?!»

В любом случае такое явление любопытно. Действительно, почему  одни становятся нейрохирургами, стоматологами-гигиенистами, инвестиционными банкирами, а другие выбирают профессию, сулящую бедность, недопонимание со стороны внешнего мира и вечное  сомнение в себе? Для чего  разумные во  всем остальном  люди каждое утро  — а встают они очень рано, часто до восхода солнца, до того, как проснутся домочадцы и наступит время приниматься за  каждодневные дела, — добровольно загоняют себя  в клетку?

- Мередит  Маран, "Зачем мы пишем?"

Приступив к поискам новых идей для своих рисунков, вы быстро поймете, что многого из происходящего в обществе вы попросту не замечали. Оставаться открытым миру и любознательным — вот что нужно, чтобы никогда не иссяк источник восхитительных историй, которые так и просят, чтобы их нарисовали и вложили в них душу.
- Томас Торспеккен, "Городской рисунок"

__________

В статье использованы кадры из фильма Паоло Дженовезе и фотографии из личной коллекции фотографа Татьяны Кучиевой

__________

Желаю вдумчивого чтения и практической пользы!

Вадим Бугаев

сайт "Чтение для практики" || блог "Дневник читателя" || рассылка "Книги и ссылки"