От колеса обучения к спирали самообразования

8 September 2020

Деление путешествия от чтения к результату на четыре шага - лишь метафора, которая помогает сформулировать идеи и инструменты метода чтения для практики, чтобы была возможность выделить их и обсудить. Но в реальной жизни все это происходит одновременно. Причем, происходящее оказывает взаимное влияние.

От колеса обучения к спирали самообразования

Позвольте объяснить.

Составляем некий список чтения (ну или как-то иначе определяемся с книгами для проработки) и начинаем действовать. Т.е активно читать, выделять порции информации (шаг 2), выстраивать взаимосвязи между порциями информации (шаг 3 и 4) и совершать/отслеживать/корректировать действия (шаг 4). Однако уже на этапе выстраивания взаимосвязей приходит понимание, что в прорабатываемой проблеме есть зоны роста (пробелы в знании) не выявленные на первом шаге. Просто тогда мы еще не могли увидеть их. И понятно, что текущий список чтения их не закрывает.

Для решения этого вопроса мысленно возвращаемся к началу, когда начинаем искать (и находим) способ (книгу, ссылку или другой источник информации) для восполнения пробелов в знании. И проводим с ней всю ту начальную работу по знакомству с содержанием и активному взаимодействию, для восполнения пробелов в знании и формирования порций информации. Но именно мысленно, ибо технически все это происходит гораздо естественнее, чем я это описываю 😉

Еще один пример.

Случайно открывает какую новую книгу (рекомендация знакомого, прочитал у кого-то в блоге, увидели в магазине, услышали в мастер-классе Нила Геймана) и понимаем - вот эта информация нам точно поможет в работе с нашей проблемой (шаг 1). Фиксируем необходимые порции информации (шаг 2) и сразу мысленно переносимся на этап выстраивания взаимосвязей (между новыми и уже находящимися в работе на данный момент, шаг 3 и 4) и переходим к реализации прочитанного на практике (шаг 4).

Получается так, что все происходит одновременно и все находится во взаимосвязи друг с другом. Если продолжить метафору, то метод чтения для практики - это колесо обучения Чарльза Хэнди, вытянутое в спираль самообразования.

От колеса обучения к спирали самообразования

Причем тут Чарльз Хэнди?

В свое время мне сильно повезло начать свое знакомство с авторами, которые размышляют о бизнесе, с чтения книг Чарльза Хэнди. Потому как в его книгах нет призывов и манифестов, напора всезнайства и списков из 10 пунктов на все случаи жизни. А есть размышления о собственном жизненном опыте и дельные советы в виде вопросов, ответы на которые вы будете искать самостоятельно...

Особенно мне запомнилась глава "Теория обучения" из книги "Время безрассудства". Потому как эта глава о взгляде на процесс перемен как на процесс обучения. И это созвучно тому, что происходит со всеми, кто путешествует от чтения к результату.

Поделюсь фрагментом этой главы

От колеса обучения к спирали самообразования
От колеса обучения к спирали самообразования
От колеса обучения к спирали самообразования
От колеса обучения к спирали самообразования
От колеса обучения к спирали самообразования
От колеса обучения к спирали самообразования
От колеса обучения к спирали самообразования
От колеса обучения к спирали самообразования

И вот совершая полный поворот колеса обучения и начиная двигаться по спирали, процесс чтения превращается в процесс обучения. Причем, обучения не только для получения знания. А еще и для практической пользы. Однако, об этом подробно поговорим в следующей заметке 😉

В завершение приведу несколько принципов самообразования, которые когда-то подметил в книге "Суперобучение". На мой взгляд, они хорошо дополняют вышеописанную модель обучения Чарльза Хэнди. Потому как начиная движение по спирали самообразования и рассматривая процесс чтения как обучение, имеет смыл не только опираться на какую-то модель обучения и а еще и руководствоваться принципами, которые помогают выстраивать процесс шаг за шагом.

От колеса обучения к спирали самообразования
От колеса обучения к спирали самообразования

Безусловно, если у вас уже есть собственные наработки в этой области, то лучше воспользоваться ими. А вот если пока нет, то предложенная модель и принципы вполне можно взять за основу на первых шагах. Чтобы было с чего начать формирование собственных 😉

PS : Продолжение следует...

______________

Что еще прочитать

___________

Интересного чтения и практической пользы!

Вадим Бугаев

Дневник || Полки || Книги и ссылки || Подкаст

Осеннее небо в одном из парков в пригороде Санкт-Петербурга
Осеннее небо в одном из парков в пригороде Санкт-Петербурга