6,8K подписчиков

Такое разное небо: картины художников

2,5K прочитали

Одним из шедевров, которые можно увидеть в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, является картина Алексея Петровича Боголюбова "Зима в Борисоглебске".

А.П. Боголюбов. Зима в Борисоглебске. Около 1881 г. Холст, масло. 119 x 71 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
А.П. Боголюбов. Зима в Борисоглебске. Около 1881 г. Холст, масло. 119 x 71 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Каждый раз, бывая в музее, останавливаюсь у этой картины. От неё исходят покой и умиротворение, она оказывает успокаивающий эффект. Возможно, это от того, что большую часть вытянутого по вертикали полотна занимает изображение неба. Белизна тонущего в туманном мареве неба, сквозь которую с трудом просвечивает солнечный свет, соотносится с заснеженным берегом, лодками на снегу, собором и тонкими берёзками. Художник блестяще передал тишину морозного дня и особую прелесть русской зимы.

Боголюбов, закончивший Морской кадетский корпус, служивший морским офицером, решил стать живописцем и закончил Академию художеств. Он известен как художник-маринист, мастер батальных сцен, автор картин, посвященных истории российского флота. Но при этом Алексея Петровича всегда интересовали атмосферные изменения в природе. Ещё в молодости он восхищался и вдохновлялся работами художников барбизонской школы и старался в своих картинах передавать тончайшие модификации цвета под воздействием света. И особенно это видно в том, как по-разному Боголюбов изображал небо: в разное время года, в хорошую и плохую погоду, в разное время суток. В галерее ниже можно увидеть несколько репродукций картин А.П. Боголюбова. Обратите внимание, какое разное на них небо!

Небо — неотъемлемая часть любого пейзажа, и очень интересно сравнивать, как разные мастера изображают его. Конечно, эта тема очень обширна, поэтому рассмотрю здесь лишь малую часть произведений.

Жанр пейзажа в европейской живописи начал активно развиваться в XVII веке, и одними из первых к пейзажу и изображению неба как его составной части обратились голландские мастера. Среди лучших можно назвать, например, таких как Арт ван дер Нер (Aert van der Neer) и Якоб ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael).

Якоб ван Рёйсдал. Мельница около Дюрстеде. 1670 г.
Якоб ван Рёйсдал. Мельница около Дюрстеде. 1670 г.
Арт ван дер Нер. Замерзшая река с пешеходным мостом. 1660 г.
Арт ван дер Нер. Замерзшая река с пешеходным мостом. 1660 г.
Арт ван дер Нер. Ночной пейзаж с рекой. 1650 г.
Арт ван дер Нер. Ночной пейзаж с рекой. 1650 г.

Огромную роль пейзаж и небо как его составная часть играют у художников романтического направления. Пейзаж часто служил отражением страстей и духовных помыслов героев.

Крупнейшим представителем романтизма являлся немецкий художник Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich; 1774 — 1840 гг.). Его пейзажи полны мистической атмосферы, и на многих картинах важную роль играют небеса.

Каспар Давид Фридрих. Течинский алтарь (Крест в горах). 1808 г.
Каспар Давид Фридрих. Течинский алтарь (Крест в горах). 1808 г.
Каспар Давид Фридрих. Туман. 1820 г.
Каспар Давид Фридрих. Туман. 1820 г.
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 г.
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 г.

Небо в разных состояниях запечатлено в акварелях британского художника Уильяма Тёрнера (William Turner, 1775 — 1851 гг.), которого часто называют предшественником импрессионизма.

Уильям Тёрнер. Снежная буря. Ганнибал и его армия пересекают Альпы. 1815 г.
Уильям Тёрнер. Снежная буря. Ганнибал и его армия пересекают Альпы. 1815 г.
Уильям Тёрнер. Рыбаки в море. 1796 г.
Уильям Тёрнер. Рыбаки в море. 1796 г.
Уильям Тёрнер. Замок Норем, рассвет. 1845 г.
Уильям Тёрнер. Замок Норем, рассвет. 1845 г.

При упоминании Тёрнера вспоминаются его современники, также замечательно изображавшие разные состояния неба на своих картинах — пейзажист англичанин Джон Констебл (John Constable, 1776 — 1837 гг.) и всем нам хорошо известный маринист Иван Константинович Айвазовский. Некоторые из их работ представлены в галереях ниже.

Говоря о русских художниках, мастерски изображавших небо, нельзя не вспомнить Архипа Куинджи. Его картина "Лунная ночь на Днепре" вызвала у современников такой интерес, что для неё открыли моновыставку, собиравшую большие очереди.

А.И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г. Холст, масло. 105 × 146 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
А.И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г. Холст, масло. 105 × 146 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На картинах Куинджи можно увидеть разное небо: ночное, дневное, утреннее. Много у него картин, на которых изображены закаты.

А.И. Куинджи. Красный закат на Днепре. 1900-е гг.  Холст, масло. 4.6×188 см.  Метрополитен-музей, Нью-Йорк
А.И. Куинджи. Красный закат на Днепре. 1900-е гг. Холст, масло. 4.6×188 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Замечательно Архип Иванович писал облака. На картине, репродукция которой приведена ниже, облако занимает большую часть площади. Но оно неоднородно, чем выше, тем плотнее. Цвет неба также разный: от светло-голубого до тёмно-синего.

А.И. Куинджи. Облака. 1905 г. Холст, масло. 194×140 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
А.И. Куинджи. Облака. 1905 г. Холст, масло. 194×140 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Если бы мы чаще и дольше созерцали облака, то мы, наверное, сами стали бы лучше. Ведь это живые сказки, сказки о том, как сбываются несбыточные желания..." — писал философ Иван Александрович Ильин.

Дети любят рассматривать облака, находить в них сходство с какими-нибудь животными или другими персонажами, мечтать, глядя на небо. А взрослым некогда, они глядят на небо больше с практическими целями: например, чтобы понять, будет ли дождь, и надо ли брать зонт. И спасибо художникам, напоминающим нам о красоте неба и облаков, показывающих, какими разными могут они быть.

Николай Никанорович Дубовской. Радуга. Холст, масло. Музей Истории Донского Казачества, Новочеркасск
Николай Никанорович Дубовской. Радуга. Холст, масло. Музей Истории Донского Казачества, Новочеркасск
Н.Н. Дубовской. Облачко. Холст, масло. Музей Истории Донского Казачества, Новочеркасск
Н.Н. Дубовской. Облачко. Холст, масло. Музей Истории Донского Казачества, Новочеркасск
Н.Н. Дубовской. Притихло. 1890 г. Холст, масло. 86×143 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Н.Н. Дубовской. Притихло. 1890 г. Холст, масло. 86×143 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894 г. Холст, масло. 150 x 206 см. Государственная Третьяковкая галерея, Москва
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894 г. Холст, масло. 150 x 206 см. Государственная Третьяковкая галерея, Москва
Аркадий Рылов. В голубом просторе. 1918 г. Холст, масло. 109 x 152 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Аркадий Рылов. В голубом просторе. 1918 г. Холст, масло. 109 x 152 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Крымов. Ветреный день. Бык. 1908 г.
Николай Крымов. Ветреный день. Бык. 1908 г.
Ренато Мучилло (Renato Muccillo), современный канадский художник-пейзажист
Ренато Мучилло (Renato Muccillo), современный канадский художник-пейзажист