Мы все будем работать в "бирюзовых" компаниях. Или нет.

Источник: https://illustrators.ru
Источник: https://illustrators.ru

Представьте себе компанию, где нет руководителей, где каждый сотрудник настолько большая ценность, что может наложить вето на любое решение. Компанию, где все отношения строятся на взаимном уважении, а цель - не заработать побольше бабла, а принести миру пользу.

Представили? Или недоверчиво хмыкнули, пожав плечами?

Я уже писал, что в России между работодателями и работниками сейчас проходит настоящая холодная война, причина которой в глобальном несоответствии ценностей. Очень много разговоров о несправедливости и эксплуатации с одной стороны и безответственности и лени - с другой.

Спасти ситуацию могло бы распространение по стране организаций нового типа, в которых сочеталась бы экономическая эффективность и забота о сотрудниках. И уже несколько лет в предпринимательской среде активно обсуждается появление таких организаций, которые называются "бирюзовыми".

О чем речь?

В 1966 году психолог из Америки К. Грейвз создал теорию спиральной динамики. С его точки зрения, человек и общество в целом развиваются, словно поднимаясь по ступенькам спиральной лестницы. Для наглядности ступенькам Грейвз присвоил разные цвета.

В 2014 году бизнес-консультант Фредерик Лалу в своей книге "Открывая организации будущего" предложил аналогичную теорию стадий развития компаний (и тоже раскрасил их). Самым передовым организациям Лалу придал красивый бирюзовый цвет.

Стадии развития компаний по Лалу. Источник: https://www.mann-ivanov-ferber.ru
Стадии развития компаний по Лалу. Источник: https://www.mann-ivanov-ferber.ru

Бирюзовая организация должна отвечать трем главным признакам:

1) Самоорганизация

Нет боссов и руководителей, только ответственные сотрудники. Причем любой сотрудник может принять любое решение. В том числе по зарплате коллеги, или по выпуску нового продукта. Но это решение должно быть поддержано остальной командой. В случае спора - специальная процедура разрешения конфликтов.

2) Эволюционная цель

Понятное для всех сотрудников описание пользы, которую приносит компания. Причем понимание цели может (и должно) меняться со временем, поэтому она и "эволюционная".

3) Целостность

Сотрудник больше не ресурс, а личность со своими интересами, потребностями и волей. И все это должно не просто учитываться, а работать на благо компании. Каждый член команды максимально вкладывается в свою работу, потому что сам этого хочет и понимает зачем.

Звучит красиво в теории, но можно ли такое реализовать на практике?

В книге Лалу много примеров. Самый яркий - компания патронажных медсестер и медбратьев Buurtzorg в Голландии.

"После внедрения «бирюзы» компания Buurtzorg стала необычайно успешной. За семь лет число сотрудников выросло с 10 до 7000 медсестер и медбратьев, а cкорость выздоровления больных на 40% выше, чем в компаниях-конкурентах".

А что в России?

К числу бирюзовых относят: сеть продуктовых магазинов "Вкусвилл", Mindbox (автоматизация маркетинга), Фабрику окон и даже некоторые подразделения Сбербанка (книгу Лалу Греф считает одной из 3 главных бизнес-книг).

Но дьявол, как известно, в деталях. Линейный персонал Вкусвилла очень резко отзываются о своем рабочем графике: 13-15 часов четыре дня подряд БЕЗ перерывов (максимум - 20 мин за день на обед). Жалуются они и на руководителей, которые, сюрприз, есть. "Бирюзой" здесь не пахнет.

В Mindbox реально бирюзовая организация. Вот только работает там 80 человек в узкой нише - технологии маркетинга. Причем представители организаций сами отмечают ряд сложностей: подбор персонала (попробуй найди осознанных и ответственных), низкую скорость принятия решений, очень высокие требования к культуре общения внутри компании, необходимость жить в ситуации постоянных изменений.

"Культура сапоуправляемой организации должна постоянно выводить людей из зоны комфорта, чтобы они напрягались и росли" . Но много ли работников готовы к такому вызову?

Бирюзовых организаций в России будет больше

Аргументы "за"

  • Прибыльность традиционного бизнеса падает по всему миру и одно из решений - повысить вовлеченность и производительность труда персонала. В бирюзовых организациях это есть
  • У поколения до 30 лет очень высок запрос на интересную работу, адаптированную под их потребности (график, удалека, гибкая система оплаты). С каждым десятилетием данный фактор будет все больше влиять на рынок труда. Бирюзовые компании отвечают этим ожиданиям.

Аргументы "против"

  • Проблемы с ценностями и установками. Речь даже не о российской страсти к бюрократии. Как быть с теми, у кого внешний локус контроля? Кто на психологическом уровне не готов работать в компании без руководителей?
  • Бизнес с развитием технологий становится все более тотальным и не бирюзовым. Информации, которая используется для управления и принятия решений все больше. Вплоть до отслеживания тепловых следов передвижения покупателей по магазину. Всюду бездушные алгоритмы и Big Data. Какая уж здесь свобода выбора...
  • В кризисных ситуациях ("это Россия, детка!") бирюзовая компания неповоротлива. Она просто не подходит для мобилизации ресурсов и рывка.
Вывод: как видно, аргументов "против" у меня получилось больше. Бирюзовые компании будут распространяться, особенно в области сервиса, но вряд ли, станут преобладать.

Зато отдельные элементы "бирюзы", вероятно, появятся в ближайшие годы и в традиционных компаниях.

Что думаете? Пишите в комментариях.

Спасибо за лайк и подписку!