Увольняем сотрудника: когда промедление саботажу подобно

Есть такое выражение: “если человек постоянно создает проблемы, то лучше не решать эти проблемы, а избавиться от человека”. Многие начинающие руководители боятся уволить нерадивого сотрудника. И даже не начинающим, а вполне опытным руководителям не нравится увольнять. Интернет пестрит запросами:

!  «Сотрудник не хочет увольняться. Как я могу его уволить?»

!  «Как законно уволить сотрудника без его желания?»

!  «Могу ли я уволить нерадивого сотрудника законно?»

!  «Как уволить сотрудника за невыполнение должностных обязанностей?»

По разным абсолютно причинам они не делают этого важного шага — расстаться с тем, с кем пришла пора расставаться. Не сделав этого вовремя, руководитель наносит компании вполне ощутимый финансовый ущерб.

Почему начальники тянут с увольнением?

Во-первых, некоторые начальники (особенно начинающие) переживают как на такое увольнение посмотрит коллектив.

На самом деле — положительно посмотрит! Удерживая плохих сотрудников — вы ущемляете хороших, правда. В одной IT-компании работал сотрудник. Сотрудник он был так себе — постоянно был чем-то недоволен (зарплатой, условиями работы, коллегами — очень приличными, кстати), с клиентами не очень ладил, дисциплина хромала. Пару раз подводил весь отдел перед заказчиком. Расстаться с ним были основания, но руководитель решил повременить. Вел со специалистом душеспасительные беседы, собирал объяснительные, извинялся перед клиентами, но не увольнял. Сотрудник этот, обнаглев окончательно, однажды начал “левачить” в рабочее время с корпоративными клиентами. Выяснилось это почти сразу и сотруднику предложили расстаться. Тот радостно согласился. Ушел, прихватив к себе на обслуживание несколько объектов, с которыми имел дело, работая в компании. Звонил клиентам и предлагал им свои услуги частные, дешево и сердито.

Во-вторых, некоторые особо чувствительные начинают переживать — а как он там? на улице и в мороз? с детьми и ипотекой?

Я уверяю — никто еще с руками, ногами и головой на улице в мороз после увольнения не замерз по причине безработицы в наше-то время. И сотрудники, и начальники иногда любят преувеличивать значение этой данной работы в этой данной компании. На самом деле, кто хочет работать — обязательно работу найдет.

Сложно поверить, но в одной стабильной и вполне профессиональной компании долгое время работал сотрудник, которого (внимание!) приходилось упрашивать работать.  Была разработана целая стратегия по взаимодействию с лентяем. Его непосредственный начальник должен был ежедневно в письменном виде требовать отчета о проделанной за день работе. Строго до 17.00. Сотрудник в рабочее время тихо посматривал фильмы или читал книги, к вечеру отписывался о сложностях, возникших в процессе выполнения задач. Заказчики ругались за сорванные сроки. Начальник извинялся перед клиентами, пинал сотрудника, но ситуация кардинально не менялась. После пинка что-то как-то делалось, переделывалось, доделывалось. Уходили клиенты, страдал имидж фирмы, начальник подгонял и призывал поработать, сотрудник вяло что-то мастерил. В итоге этот чудесный кадр ушел сам.

В-третьих, начальник уверен, что этот сотрудник — незаменим!

Такие ситуации возникают тогда, когда руководитель заранее сделал все, чтобы сотрудник стал таким единственным и незаменимым. Грамотное распределение работы, составление подробной документации (с описаниями, инструкциями), работа в CRM-системе  помогут предотвратить появление “незаменимых”.

Как правило, такие “уникальные” сотрудники единолично выполняют некую функцию (разрабатывают, внедряют, проектируют, обучают) или же выполняют ряд обязанностей, которые должны выполнять несколько сотрудников.

В какой-то момент многие «незаменимые» расслабляются. Будучи уверенными, что уж их-то точно не уволят, они перестают выполнять свои обязанности качественно, начинают игнорировать задачи руководителя. При этом, как правило, такой сотрудник не развивается, не учится новому.

В одной компании работал сотрудник – менеджер по продажам. Он был действительно хорошим менеджером, продажи росли, собственники компании нарадоваться не могли. За год работы этот менеджер четыре раза поднимал вопрос об увеличении своей заработной платы. Четырежды зарплату ему повышали. Контактами этот менеджер не делился изначально, вся работа велась в его личном блокноте. Требования работать в CRM-системе он игнорировал. Когда менеджер в пятый раз поднял вопрос о повышении оплаты его труда – руководство вынуждено было отказать. Тогда менеджер уволился и прихватил с собой клиентскую базу.

В-четвертых, “он слишком много знает”

Если руководитель боится, что наемный работник сразу же по факту увольнения пойдет в трудовую инспекцию с жалобами, то правильно делает. Такое может быть. Особенно, если закон нарушать. Не нарушайте закон.