Счастье, как технология

Есть хорошая притча о том, как заболел царь, пришли волхвы, сказали: «Ты выздоровеешь только тогда, когда наденешь рубашку счастливого человека». Послали искать счастливого человека. Нашли одного единственного, но он был так беден, что у него даже рубашки не было. Потому что он все раздал и был счастлив. Это, конечно, не значит, что все надо срочно раздать, чтобы счастье обрести. Просто надо понять, что в человеке превалируют либо центростремительные силы («дайте мне», «для меня», рвачество, отобрать у кого-то), либо центробежные («дайте мне вам помочь», «дайте мне оказать вам какую-нибудь помощь», «чем могу вам помочь»). И вот там, где среди людей центробежные силы превалируют, там есть счастье, там есть расцвет.

Больше того, сейчас всё больше уделяют внимания экологии, социальным программам, больше стараются сделать и для своих сотрудников и для людей вообще. Даже ввели такой стандарт, как много пользы какая-то компания приносит обществу и как люди относятся к этой компании, насколько они понимают эту пользу, насколько она пропагандирует здоровый образ жизни и т.д.
То есть, гармония не там, где люди мечтают о ней, а там, где люди стремятся друг другу помочь. Больше того, в человеческой психике самый главный инстинкт - инстинкт развития. Так вот, подсознание наше, если что-то не так, испытывает дискомфорт, а, если что-то так, испытывает комфорт. Другими словами, вы можете сделать так, чтобы человеку с вами было комфортно или дискомфортно. Вы можете сделать, чтобы было комфортно, если будете способствовать его развитию. И вы можете делать так, что ему будет дискомфортно с вами, если вы развитию его способствовать не будете. Поэтому существует очень четкое правило психологии нового типа, которое говорит о том, что надо смотреть на других людей через призму развития: «как я могу помочь вам развиться?», «как я могу вас развить?». Сначала это не понятно, но потом, когда вы начинаете понимать «как это», то это становится волшебством, и люди начинают очень быстро развиваться.

Первым, знающим эти законы психологом, известным нам, был Будда. Он основывал общины, внутри которых люди занимались развитием друг друга. Там было правило, что если с кем-то что-то не так (со стороны это виднее), другой просто обязан был помочь, найти нужные слова, подсказать. То есть, все помогали друг другу, поэтому все быстро развивались. Это же самое правило описал Христос, который сказал, что бревна в своем глазу не замечаем, но соринку в глазу собрата заметим. Ну, раз замечаете - подсказывайте. Люди должны заботиться друг о друге, о развитии друг друга. Поэтому гармоничная семья - это та, где люди способствуют развитию друг друга. Другой человек, о котором вы заботитесь, понимает, что вы заботитесь о его развитии. И он внутренне вам благодарен. Даже если вы что-то делаете, что ему не нравится, но это для его развития, то он понимает, что это справедливо. Самое главное, чтоб не было насилия над человеком. Чтоб это было развитие, а развитие не приемлет насилия.

В наши дни, самым мощным философом, который выразил эту идею альтруизма на западе, был Свами Вивекананда. Он был учеником Рамакришны. Есть его книжка, которая называется «Карма йога». Это потрясающая книга. Он очень доходчиво, просто и красиво пишет о том, как надо правильно относиться к жизни, к семье, к ситуации.

В итоге, если взять квинтэссенцию того, что он рассказал (хотя советую вам прочитать эту книгу), то это звучит так:
«Мы родились, чтобы развиваться. События, которые происходят с нами, могут нас развить. Они разовьют нас только тогда, когда мы, во-первых, будем понимать, что у нас нет врагов, у нас все учителя. Даже то, что бьет нас, делает нас крепче, если мы будем пытаться извлечь урок из этого, если мы не будем впадать в уныние, в отчаяние, если не будем роптать на судьбу, а будем пытаться понять, что сегодня падение, значит, завтра будет взлет, все идет, как надо. И вот такое мудрое, спокойное отношение к жизни, приводит к тому, что из человеческой жизни уходит несчастье».