837 subscribers

ВЛ22М — первый крупносерийный!

5,3k full reads
7,1k story viewsUnique page visitors
5,3k read the story to the endThat's 74% of the total page views
3 minutes — average reading time
Электровоз ВЛ22-179, фото М.В. Нагибина, сайт trainpix.org

Продолжаем цикл статей о советских электровозах, и сегодня мы поговорим об электровозах ВЛ22 и ВЛ22М.

ВЛ22

ВЛ22 (Владимир Ленин, осевая нагрузка 22 тс) — советский электровоз постоянного тока, выпускавшийся с 1938 по 1941 годы.

Электровоз ВЛ22-173, московский электромашиностроительный завод «Динамо» имени С. М. Кирова, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ22-173, московский электромашиностроительный завод «Динамо» имени С. М. Кирова, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ22-173, московский электромашиностроительный завод «Динамо» имени С. М. Кирова, сайт trainpix.org

В 1930-х годах необходимость пополнения парка локомотивами, пригодными для обслуживания электрифицированных участков железных дорог со сложным профилем, послужила причиной разговоров о целесообразности прекращения выпуска электровозов ВЛ19 (о которых мы говорили ранее) и постройке нового типа электровозов с рекуперативным торможением на базе локомотивов сурамского типа. Основными доводами в пользу прекращения производства ВЛ19 были: недостаточная механическая прочность рам тележек и невозможность установки оборудования рекуперативного торможения.

В первой половине 1938 года заводы «Динамо» и Коломенский паровозостроительный начали рабочее проектирование модернизированного электровоза серии Сс. Практически полной переработке подверглась конструкция кузова, были изменены отдельные детали тележек.

Электровоз См22-22, фото из архива завода "Динамо", сайт trainpix.org

В сентябре 1938 года был изготовлен электровоз, обозначенный сначала См22-22 (электровоз сурамского типа модернизированный, первые 22 обозначали нагрузку на рельсы от движущей колесной пары в тонно-силах, вторые 22 — порядковый номер в серии Сс). Однако вскоре по указанию НКПС обозначение серии было заменено на ВЛ (Владимир Ленин). Электровозу был присвоен номер 146, как продолжение нумерации серии ВЛ19.

Работали электровозы серии ВЛ22 на Закавказской и Пермской железных дорогах. Большинство этих локомотивов было исключено из инвентаря в 1977—1980 годах.

ВЛ22М

Электровоз ВЛ22М-1959, автор: Сергей Крылов, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ22М-1959, автор: Сергей Крылов, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ22М-1959, автор: Сергей Крылов, сайт trainpix.org

ВЛ22М (ВЛ22 модернизированный) — советский шестиосный электровоз постоянного тока, выпускавшийся с 1947 по 1958 годы. Конструктивно является дальнейшим развитием электровоза ВЛ22, от которого отличается более мощными тяговыми электродвигателями. Первый советский крупносерийный электровоз (было построено свыше полутора тысяч), также последний представитель семейства сурамских локомотивов.

Электровоз ВЛ22М-392 с пассажирским поездом в окрестностях станции Адлер, автор: Ilmar Adamson, сайт parovoz.com
Электровоз ВЛ22М-392 с пассажирским поездом в окрестностях станции Адлер, автор: Ilmar Adamson, сайт parovoz.com
Электровоз ВЛ22М-392 с пассажирским поездом в окрестностях станции Адлер, автор: Ilmar Adamson, сайт parovoz.com

В 1940 году завод «Динамо» выпустил шесть тяговых электродвигателей ДПЭ-400 часовой мощностью по 400 кВт, которые были установлены на опытном ВЛ22-178, направленном на Закавказскую железную дорогу. Эксплуатация электродвигателей в 1941—1945 гг. дала хорошие результаты. Большим достоинством этих электродвигателей являлась возможность замены предшествующих ДПЭ-340 без переделки механической части электровоза.

В июне 1946 года завод «Динамо» построил первый после войны электровоз ВЛ22-184 с новыми ТЭД. Этот электровоз стал последним магистральным электровозом, выпущенным заводом «Динамо». Дальнейшее производство было перенесено на Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ). Первый магистральный электровоз, обозначенный ВЛ22М-185, НЭВЗ выпустил 7 марта 1947 года.

Электровозы ВЛ22М  в СМЕ с грузовым поездом на перегоне Алапаевск - разъезд 132 км, автор: АВК, сайт parovoz.com
Электровозы ВЛ22М в СМЕ с грузовым поездом на перегоне Алапаевск - разъезд 132 км, автор: АВК, сайт parovoz.com
Электровозы ВЛ22М в СМЕ с грузовым поездом на перегоне Алапаевск - разъезд 132 км, автор: АВК, сайт parovoz.com

В основном конструкция электровоза была сохранена по сравнению с довоенными экземплярами серии, однако появился и ряд изменений, таких как снижение массы электродвигателя, применение новых аккумуляторных батарей, уменьшение числа материалов, необходимых для производства локомотива.

Серия локомотивов ВЛ22М выпускалась НЭВЗ до 1958 года включительно. Всего завод изготовил 1541 электровоз этой серии. На 1 января 1959 года электровозы ВЛ22М работали на 17 из 44 существовавших на тот момент железных дорог СССР.

Электровозы ВЛ22М, обладая трёхосными тележками, были гораздо лучше приспособлены к вождению поездов при горном профиле пути с уклонами большой крутизны. На горнозаводском направлении Пермского отделения Свердловской железной дороги они продолжали использоваться в грузовом движении, несмотря на поступление более свежих ВЛ11. Сложность эксплуатации ВЛ11 объяснялась тем, что при трогании с места на крутом подъёме возникало так называемое боксование — колёса проворачивались на месте, а состав не трогался — не хватало точек сцепления с рельсами. Использование песочниц не всегда помогало.

В настоящее время несколько электровозов серии ВЛ22М эксплуатируются в Челябинске на ОАО «ЧМК» и ТЭЦ-2. Один действующий локомотив (ВЛ22М-1959) имеется в парке Бакальского рудоуправления, где используется для вывозной работы (см. 4 фото).

Электровоз ВЛ22М-1959, Челябинская область, ООО "Бакальское рудоуправление", станция Рудосортировочная Автор: Сергей Крылов, сайт trainpix.org

На Экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке есть рабочий электровоз ВЛ22М-1892, используемый во время различных мероприятий. Он выкрашен в нетипичный для серии ярко-синий цвет.

Электровоз ВЛ22М-1892, ЭК ВНИИЖТ,  автор: Diesellokophren, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ22М-1892, ЭК ВНИИЖТ, автор: Diesellokophren, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ22М-1892, ЭК ВНИИЖТ, автор: Diesellokophren, сайт trainpix.org

В поездной работе ВЛ22М все еще используются в Грузии (см. 5 фото ниже).

Электровоз ВЛ22М-1483, Грузия, Имеретия, перегон Сацире — Ткибули-I, автор: Mikolalex, сайт trainpix.org

На этом всё, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, заходите на нашу страницу в Instagram! Благодарю за внимание!

Наверняка вам будут интересны наши статьи: