837 subscribers

ВЛ8 — Герой своего времени!

8,2k full reads
9,8k story viewsUnique page visitors
8,2k read the story to the endThat's 84% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Автор фото — Армен Гаспарян ( http://tankasan.livejournal.com/ )
Автор фото — Армен Гаспарян ( http://tankasan.livejournal.com/ )
Автор фото — Армен Гаспарян ( http://tankasan.livejournal.com/ )

Продолжаем цикл статей о советских электровозах, и сегодня мы поговорим об электровозах ВЛ8, которые и сегодня продолжают свою работу на железных дорогах стран бывшего СССР

ВЛ8 (Владимир Ленин, 8-осный; до 1963 — Н8 — новочеркасский) — советский магистральный грузовой электровоз постоянного тока, выпускавшийся с 1953 по 1967 год. До появления ВЛ10 и ВЛ80 был мощнейшим локомотивом на железных дорогах страны. ВЛ8 явился технической основой ВЛ23 (о котором поговорим чуть позже).

Электровоз ВЛ23-181, Санкт-Петербург, перегон Белоостров — Сестрорецк, автор фото: Погодин С.Л., сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ23-181, Санкт-Петербург, перегон Белоостров — Сестрорецк, автор фото: Погодин С.Л., сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ23-181, Санкт-Петербург, перегон Белоостров — Сестрорецк, автор фото: Погодин С.Л., сайт trainpix.org

В 1952 году под руководством главного конструктора НЭВЗа Б. В. Суслова началось проектирование нового электровоза, а в марте 1953 года уже был изготовлен первый опытный восьмиосный электровоз Н8‑001. Серия Н8 означала: новочеркасский, восьмиосный.

Электровоз Н8-001, фото из архива НЭВЗ, сайт trainpix.org
Электровоз Н8-001, фото из архива НЭВЗ, сайт trainpix.org
Электровоз Н8-001, фото из архива НЭВЗ, сайт trainpix.org

На электровозе были применены принципиально новые тележки литой конструкции, подобные применённым на американских тепловозах Дб. Все буксы были оборудованы подшипниками качения. Кузов был выполнен без переходных площадок, впервые на серийном электровозе (первым электровозом без площадок в СССР был единичный ПБ21), полуобтекаемой формы. Двери расположены с боковых сторон кузова, со входом прямо в кабину машиниста.

Электровоз Н8-023, Москва, ВДНХ, 1958 год, сайт trainpix.org
Электровоз Н8-023, Москва, ВДНХ, 1958 год, сайт trainpix.org
Электровоз Н8-023, Москва, ВДНХ, 1958 год, сайт trainpix.org

Экипажная часть электровоза состоит из четырёх постоянно соединённых тремя одинаковыми шаровыми шарнирами тележек, на каждой паре тележек установлен свой кузов; схема цепей тяговых двигателей предусматривает постоянное подключение в общую цепь всех обмоток всех восьми двигателей, поэтому «секции» (правильно — кузова) Н8 постоянно механически и электрически соединены между собой и разъединяются только при ремонтах. Все силовые цепи были общими для обеих секций, что позволяло при последовательном соединении собирать в последовательную цепь все восемь ТЭД.

Электровозы ВЛ23-461 и Н8-473 на станции Ясиноватая, скан из журнала Смена конца 60-х годов, сайт trainpix.org
Электровозы ВЛ23-461 и Н8-473 на станции Ясиноватая, скан из журнала Смена конца 60-х годов, сайт trainpix.org
Электровозы ВЛ23-461 и Н8-473 на станции Ясиноватая, скан из журнала Смена конца 60-х годов, сайт trainpix.org

Схематически электровоз имел ставшую уже стандартной схему реостатного пуска с последовательным, последовательно-параллельным и параллельным соединениями ТЭД и применением 4 ступеней ослабления возбуждения. Однако большинство электрических аппаратов и все вспомогательные машины были спроектированы заново на более высоком технологическом уровне. На Н8‑001 впервые был применён новый двухполозный токоприёмник П‑3.

Двухполозный токоприёмник П‑3
Двухполозный токоприёмник П‑3
Двухполозный токоприёмник П‑3

Испытания электровоза в течение 1953—1954 гг. на Сурамском перевале и на участке Кропачёво — Златоуст — Челябинск (на базе депо Златоуст) Южно-Уральской железной дороги показали его значительное превосходство над ВЛ22М. В 1955 году была изготовлена опытная партия электровозов с номера 002 по 008.

Электровозы ВЛ22М-1668 и Н8-021, фото из архива НЭВЗ, 1957 год
Электровозы ВЛ22М-1668 и Н8-021, фото из архива НЭВЗ, 1957 год
Электровозы ВЛ22М-1668 и Н8-021, фото из архива НЭВЗ, 1957 год

В 1956 году начался серийный выпуск электровозов на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Для увеличения выпуска электровозов к программе их выпуска решено было подключить Тбилисский электровозостроительный завод (ТЭВЗ). В 1957 году завод выпустил свой первый, опытный электровоз, а с 1958 года начался серийный выпуск. Серийные электровозы по конструкции повторяли опытную серию, имелись лишь небольшие отличия. Кузова и тележки электровозов ВЛ8 начиная с 1957 года изготавливал Луганский тепловозостроительный завод. Электровозы серии Н8 получили с января 1963 года обозначение серии ВЛ8. Электровозы строились по 1967 год включительно. Всего было выпущено 1723 электровоза, из них НЭВЗ построил 430 электровозов и ТЭВЗ — 1293 электровоза.

Электровоз ВЛ8-168, производства НЭВЗ, снимок из альбома истории локомотивного депо Златоуст, 1969 год, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ8-168, производства НЭВЗ, снимок из альбома истории локомотивного депо Златоуст, 1969 год, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ8-168, производства НЭВЗ, снимок из альбома истории локомотивного депо Златоуст, 1969 год, сайт trainpix.org

До 1961 года они были самыми мощными в стране локомотивами, способными водить одиночной тягой на подъёме 9 ‰ поезда массой 3500 т со скоростью 50-80 км/ч.

Электровоз ВЛ8-841, производства ТЭВЗ, Краснодарский край, станция Сочи, 1992 год, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ8-841, производства ТЭВЗ, Краснодарский край, станция Сочи, 1992 год, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ8-841, производства ТЭВЗ, Краснодарский край, станция Сочи, 1992 год, сайт trainpix.org

В период 1976—1985 годов была произведена постановка на электровозы ВЛ8 возвращающих устройств, позволяющих поднять скорость с 80 до 90-100 км/час. Такие электровозы получили обозначение ВЛ8М.

Электровоз ВЛ8М-146, Севастополь, перегон Верхнесадовая — Мекензиевы Горы, автор: Shturmanbilli, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ8М-146, Севастополь, перегон Верхнесадовая — Мекензиевы Горы, автор: Shturmanbilli, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ8М-146, Севастополь, перегон Верхнесадовая — Мекензиевы Горы, автор: Shturmanbilli, сайт trainpix.org

С середины 1970-х годов электровозы ВЛ8 стали часто применять в пассажирском движении, что потребовало применить на них некоторые устройства для вождения пассажирских поездов. Так на ВЛ8 появились устройства ЭПТ и электроснабжения пассажирского поезда. Из-за наличия поворачивающегося в кривых метельника, жёстко закреплённого на раме тележки, кабель отопления поезда пришлось в нерабочем положении скручивать «восьмёркой», дабы исключить возможность его обрыва или перетирания.

Электровоз ВЛ8-1676, Краснодарский край, перегон Туапсе — Шепси, август 1997 г., Автор: Mikhail Maslov, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ8-1676, Краснодарский край, перегон Туапсе — Шепси, август 1997 г., Автор: Mikhail Maslov, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ8-1676, Краснодарский край, перегон Туапсе — Шепси, август 1997 г., Автор: Mikhail Maslov, сайт trainpix.org

На некоторых участках с тяжёлым профилем (например, Горячий Ключ — Туапсе Северо-Кавказской железной дороги) стали практиковать движение ВЛ8 двойной тягой. Для этого на лобовом листе между буферными фонарями устанавливали розетки межэлектровозных соединений.

Электровоз ВЛ8В-001, фото из архива ТЭВЗ, 1966 год, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ8В-001, фото из архива ТЭВЗ, 1966 год, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ8В-001, фото из архива ТЭВЗ, 1966 год, сайт trainpix.org

Отдельно стоит упомянуть про опытный электровоз ВЛ8В — он был построен ТЭВЗ в единственном экземпляре для работы от напряжения 3000 В и 6000 В постоянного тока.

На этом всё, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, заходите на нашу страницу в Instagram! Благодарю за внимание!

Наверняка вам будут интересны наши статьи: