Найти тему
Романтика окраин

Электрозаводская ветка и окрестности. Часть 3-я

Приветствую вас, друзья!

Продолжаем нашу прогулку по Электрозаводской железнодорожной ветке и её окрестностям. В прошлый раз мы с вами прошлись по Суворовской улице, затем свернули на улицу Девятая Рота и осмотрели местный квартал для рабочих в стиле конструктивизм. Сегодня мы дойдём до переезда Электрозаводской ветки на улице Девятая Рота и пойдём по ней далее в сторону Черкизово. Берите чай/кофе, присаживайтесь поудобнее и давайте гулять!

Навигация по циклу:

> Часть 1-я
> Часть 2-я
> Часть 3-я
> Часть 4-я

1. Из конструктивистского квартала мы возвращаемся обратно на улицу Девятая Рота. Симпатичное здание 1860-х гг., ныне диспетчерская «Мосводостока».

2. Взгляд назад.

-2

3. Каменно-деревянный дом. Построен на рубеже XIX–ХХ вв. Типичный образец застройки Преображенской слободы, от которой, впрочем, мало что осталось.

-3

4. Вновь знакомый нам по прошлой части комплекс зданий ОАО «Лента». Только уже с другой стороны.

-4

5. И вновь же знакомый нам, но по первой части конструктивистский квартал для рабочих Электрозавода.

-5

6.

-6

7.

-7

8.

-8

9. Будем надеяться, что его тоже капитально отремонтируют и он обретёт вторую жизнь.

-9

10. И вновь мы с вами у переезда на улице Девятая Рота, которая за них поднимается вверх. А что там примечательного есть наверху, я уже показывал ранее здесь, поэтому дальше по ней я не пошёл, а решил сосредоточиться на веточке.

-10

11. Такая вот весна на Электрозаводской ветке.

Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям опасно!

-11

12. Взгляд назад в сторону Электрозавода.

-12

13. Творчество какого-то художника с жизнеутверждающим прозвищем Пиво на фоне знакомых нам расселённых конструктивистских домов для рабочих Электрозавода.

-13

14. Этот товарищ Пиво, кажется, все окрестные стены изрисовал. Видимо, чтобы вызвать у всех проходящих мимо жгучее желание взять холодного пенного (18+). Но, к сожалению, вечером того дня мне предстояло ещё сесть за руль, поэтому пришлось себе в этом отказать.

-14

15. Слева под гаражным кооперативом практически строго параллельно ветке протекает в коллекторе река Хапиловка.

-15

16. Вид обратно.

-16

17. Выходим к Хапиловскому железнодорожному переезду через улицу Преображенский Вал. Точнее, не совсем. Левее у нас Преображенский Вал, а справа уже Измайловский.

-17

18. Устройство управления сигнализацией переезда. По-видимому, сейчас, оно не используется и просто сигналист с флажком тормозит автомобили. А, может быть, при реконструкции просто установили более современные средства СЦБ. Хотя, проводов и характерных ящичков я на этом месте не заметил.

-18

19. Хапиловский переезд был уникален ранее, остался уникальным и сейчас. До 1986 г. это было единственное в Москве глухое пересечение трамвая с электрифицированной железнодорожной линией. После этого электрификацию ветки сняли и она стала тепловозной. Также кое-где пишут, что здесь имелся и своеобразный гейт (соединение) с трамвайной линией, но подтверждений этому я не нашёл. В частности, вот на этой фотографии 1986 г., где трамвайные пути пересекает ещё электровоз, никаких соединений не видно.

-19

20. А сейчас Хапиловский переезд является уникальным уже просто тем фактом, что остался единственным в Москве действующим глухим пересечением между трамвайной линией и железной дорогой. Другие такие пересечения либо довольно давно не функционируют и частично (на Волочаевской и Сходненской улицах) либо полностью (на Симоновском Валу, Угрешской, Дубининской, Краснобогатырской и Орджоникидзе) ликвидированы, а времена их работы остались запечатлены только на старых фотографиях и в воспоминаниях очевидцев.

-20

21. Преображенский вал. Вдали виднеются строения Преображенской старообрядческой общины и Никольского единоверческого монастыря, в частности Надвратный храм Воздвижения Креста Господня, построенный в 1801 г. для федосеевской беспоповской Крестовоздвиженской молельни по образцу Поморской киновии по проекту архитектора Ф. К. Соколова и освящённый святителем Филаретом, митрополитом Московским 19 декабря 1854 г. В тех краях надо будет как-нибудь прогуляться отдельно.

-21

22. Взгляд назад.

-22

23. Справа по курсу вы можете лицезреть ещё одно бывшее устройство управления сигнализацией переезда.

-23

24.

-24

25. Одна из двух стрелок, сохранившихся на ветке со времён её былого величия.

-25

26. Правда, зачем её сохранили при не столь уж давней реконструкции не вполне ясно. Этот ус наглухо заброшен уже много лет. Когда-то он обслуживал территорию бывшей Семёновской мануфактуры (красильно-отделочной фабрики). Её история началась во второй половине XIX века. Первую ткацко-от­бельную фабрику на берегу Хапиловского пруда в 1860 г. основал «временно мос­ковский купец» Алексей Дмитриевич Пфей­фер. На ней работало всего 20 человек.

В 1907 г. организовано Товарищество Московской ткацко-белильной фабрики «М.Д. Пфейфер и сын». В 1916 г. по Ткацкой (бывшей Николаевской) улице числятся две фабрики — Товарищество ткацко-белильной фабрики (владение 3) и отбельная фабрика Ф.З. Симонова (владение 5). В 1923 г. называлась «Семёновская ткацко-белильная фабрика» и относилась к Московскому тресту хлопчатобумажных фабрик МСНХ. В 1936 г. упоминается как Семеновская ткацко-отделочная фабрика треста «Пестроткань» (адрес Ткацкая ул., 3). С 1938 г. фабрика стала называться Семёновской красильно-отделочной, с 1946 г. — Государственной Семёновской красильно-аппретурной фабрикой.

В 1990-е гг. фабрика была закрыта, а на ее месте открылся огромный супермаркет, где можно купить товары для ремонта дома или офиса: керамическую плитку, керамогранит, товары для ванной, линолеум, ламинат, краску, межкомнатные двери и многое другое.

-26

27. И вот к этому супермаркету сейчас по сути и ведёт этот тупиковый ус. И не использовался он уже лет 10 так точно.

-27

28. А мы идём дальше. Слева территория бывшей свалки отходов стекла по одним данным Электролампового завода, по другим - завода Хроматрон, выпускавшего кинескопы. Также видно артефакт прошлого - опору контактной сети, оставшаяся со времён, когда ветка была электрифицирована.

-28

29.

-29

30. Атмосферное место, конечно. Но, например, девушкам, думаю, здесь гулять было бы страшновато. Во всяком случае, без компании друзей.

-30

31. Взгляд назад.

-31

И на этом на сегодня закончим. Ну, а продолжение похода вплоть до станции Черкизово Малого Кольца МЖД (МЦК) можно увидеть уже в следующей части. Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

Также буду очень признателен, если вы поделитесь понравившимися вам моими рассказами с подписчиками, друзьями и знакомыми с помощью кнопки "Поделиться". Спасибо!

Навигация по циклу:

> Часть 1-я
> Часть 2-я
> Часть 3-я
> Часть 4-я

#москва #архитектура #железнаядорога #конструктивизм #промышленность #преображенское #электрозаводская #краеведение #история #прогулкипомоскве