1867 subscribers

Топ-7 сервисов для проверки грамотности от учителя русского языка

484 full reads
794 story viewsUnique page visitors
484 read the story to the endThat's 61% of the total page views
2 minutes — average reading time
Топ-7 сервисов для проверки грамотности от учителя русского языка

Раньше я бы поделилась с вами настольными книгами, но теперь актуальнее будет рассказать об избранных вкладках на рабочем столе учителя русского языка.

Если б мне платили каждый раз, когда я посещаю Грамоту.ру, я бы не то что возле трасс не бомжевала, а уже могла бы претендовать на скромное место в списках Форбс. «Грамота» спасает меня от ежедневной беспомощности.

Это моя тревожная кнопка, когда на уроке спрашивают о напрочь вылетевшем из головы написании слова. И когда мне кажется, что коллега делает безумное ударение: я бегу на «Грамоту» узнать, кто из нас сошёл с ума, и нередко выясняю, что не коллега. И когда в сто пятидесятый раз забываю, в каких ситуациях «в частности» не обособляется. И когда жажду адекватной теории из выложенного на портале учебника Е. И. Литневской. И когда подопечные учителя задают вопрос, на который я не в состоянии ответить. 

Грамота.ру
Грамота.ру
Грамота.ру

Что касается последнего, такие вопросы сократились бы, если бы все наладили отношения с архивом Справочной службы «Грамоты». Главное — правильно сформулировать запрос к окошечку «Поиск ответов».

Например, с большей вероятностью вы узнаете, как правильно говорить и писать, если введёте потенциально ошибочное слово или словосочетание. Так, в ответ на запрос «убираться» (в комнате) вы получите информацию о том, что этот вариант возможен только в разговорной речи, в то время как нормой остаётся «убирать». По запросу «представлять из себя» найдётся ответ справочной службы, объясняющий, что предпочтительнее стилистически нейтральное «представлять собой».

И конечно, не стоит останавливаться на достигнутом: если архив ничего по вашему запросу не предложит, пробуйте разные формы и сочетания слов, ведь находятся только точные совпадения, уже возникавшие в вопросах пользователей и ответах «Грамоты».

Сюда я заглядываю реже. Беру здесь лингвистические статьи, наработки коллег по школьной программе. В качестве скорой помощи использую размещённый на сайте Словарь литературоведческих терминов С. П. Белокуровой. А порой «Грамма» идеально дополняет «Грамоту», представляя информацию немного под другим углом. Когда мне нужно вспомнить правила согласования подлежащего и сказуемого (все эти «большинство», «ряд» и т. д.), заново читаю статьи на обоих ресурсах. То же самое — с оформлением цитирования. Правда, по части эпиграфов «Грамма» уверенно побеждает. 

Русский Викисловарь
Русский Викисловарь
Русский Викисловарь

Отдельная боль в сегодняшней школе — словообразование и морфемный разбор. Тенденции таковы, что в корень всё чаще включают приставки и суффиксы, исторически явно в него не входившие. «Викисловарь» предлагает разборы из Морфемно-орфографического словаря А. Н. Тихонова, который кажется сейчас самым надежным ориентиром. А все-таки иногда этот словарь, как и актуальный подход к членению некоторых слов, меня пугает и даже выводит из себя.

Особенно раздражает, что с новомодными корнями дети утрачивают связь между морфемикой и орфографией. И всё-таки, сколько с Тихоновым ни спорь, за современным словообразованием без него не угонишься. Хорош «Викисловарь» и тем, что в нем даётся не только само слово, но и все его формы с ударением. Русское ударение такое непостоянное, что это лишним не будет.

А ещё в «Викисловаре» можно найти более современные, чем в обычных толковых словарях, разговорные значения слов и примеры их употребления. Ну и чтобы окончательно убедить вас в ценности этого ресурса… там можно посмотреть отдельные морфемы. Засомневаешься в каком-нибудь суффиксе, а вот он — со всеми значениями, словообразовательными моделями и даже синонимами!

Этимологический словарь Макса Фасмера
Этимологический словарь Макса Фасмера
Этимологический словарь Макса Фасмера

Спасает, когда надо понять, не мерещится ли мне, что слово все-таки когда-то разбиралось не так, как решил Тихонов. А то такими темпами можно поверить, что в «искусстве» и правда корень «искусств», и предложить детям и дальше запоминать, как оно пишется. И правда, зачем думать, если можно запомнить?

Справочник Розенталя
Справочник Розенталя
Справочник Розенталя

По сути, это загруженный в интернет справочник по орфографии и пунктуации, но в электронном виде в нем легче ориентироваться. Этот ресурс нужен не только для того, чтобы радоваться его названию (я мысленно именую его «Старик Розенталь»), но и для того, чтобы осознавать меру своей ничтожности.

Вот думаешь, что знаешь всё об обособлении деепричастий, а это тебе так только кажется. И поскольку, на мой взгляд, главный враг учителя русского языка — ощущение, что он действительно знает русский язык, Розенталь всегда должен быть под рукой. 

Запятание
Запятание
Запятание

Забавное название ресурса говорит само за себя. Если лень искать на «Грамоте» или перелопачивать Розенталя, то можно ввести оборот или слово в окошечко и получить короткую статью, которая развеет ваши пунктуационные сомнения. Короче, чем Розенталь, и быстрее, чем «Грамота», хотя содержательно многие статьи — один в один «Справочник по пунктуации» от «Грамоты».

Национальный корпус русского языка
Национальный корпус русского языка
Национальный корпус русского языка

Национальный корпус русского языка (НКРЯ) — фантастический проект, который помогает проверить, во что превращаются бесконечные правила орфографии и пунктуации в живых текстах. Вбиваете слово или выражение, а Корпус выдаёт кучу примеров употребления со времён царя Гороха (ладно, Карамзина какого-нибудь) и до наших дней.

Скажем, «Грамота» не велит считать «тем не менее» вводным и обособлять его, а тексты из Корпуса зачастую думают иначе. Я использую НКРЯ, чтобы находить интересные предложения для упражнений. А ещё для детских исследований.

Однажды, когда мы проходили обособление дополнений, моим ученикам захотелось точности: во многих случаях дополнения выделяются запятыми факультативно, как же тогда принять правильное решение? И я отправила детей в Корпус, чтобы они смогли посчитать количественное соотношение разных примеров и сделать выводы, с какими предлогами дополнения чаще обособляются, а с какими — нет.

Так что НКРЯ — великолепный инструмент, способный научить детей самостоятельно искать ответы вместо того, чтобы полагаться исключительно на знания учителя.

Было интересно?

Подписывайтесь — в своем блоге я делюсь полезными советами о школе, русском языке и литературе и многом другом!