Переоценка, катарсис и танцы. Глава третья, часть пятая.

Глава третья . Часть пятая.

Изменение поведенческих паттернов, катарсис и аудиовизуальные тренировки.

В этой части третьей главы, мы опишем сразу три инструмента изменения Сознания, которые были перечислены в начале. Начнём с изменения поведения и восприятия.

Изменения о которых пойдёт здесь речь, напрямую связаны с изменением мышления, о котором говорилось в предыдущей части третьей главы.

Они непосредственно вытекают из мышления, но с другой стороны это взаимодополняющее, взаимовытекающее явление, то есть изменённое мышление приводит к изменениям в поведении, переоценке событий и взгляда на жизнь, к новому способу и типу самоосознания и наоборот - изменяя своё поведение, намеренно отказываясь от привычного, шаблонного, стандартного, мы непосредственно воздействуем на своё мышление, вызывая в нём неожиданные изменения.

Провоцируя в себе, нестандартные реакции, пытаясь анализировать события или людей, с неожиданных ракурсов, вырабатывая в себе способность совершать необычные для существующих в культуре обитания поступки, мы ставим наше мышление в новые для него ситуации, заставляя принимать решения и видеть вещи иначе, нежели оно привыкло.

Это не означает того, что надо смеяться и радоваться на похоронах, плакать при рождении ребёнка, садиться на пол, где принято стоять и говорить там, где принято молчать или молчать там, где принято говорить.. - хотя нечто подобное, некоторые учителя дзен, предписывали своим ученикам, как часть практики по освобождению Сознания. Просто более свободное, раскованное и вместе с тем, естественное поведение, вместе с вырабатываемой привычкой, общепризнанные вещи и идеи, ставить под сомнение, подвергать анализу и пытаться понять в чём их суть - это постоянная тренировка ума, приучаемого работать, двигаться, вместо движения по накатанной траектории.

Также крайне важна и другая, лексическая составляющая подобной тренировки. Избегать шаблонных выражений, по возможности избегать "крылатых фраз", формализованных вербальных конструкций - и наоборот, строить речь неожиданно, чётко, сочетая лаконичность и красочность речи - поистине, это трудная, но весьма эффективная практика, изменяющая сознание-мышление.

Ясно, что подобные усилия, не сразу принесут успех, и не всё будет удаваться с первых шагов. Но, (внимание!здесь, я нарушу, свои собственные рекомендации!) как говорил классик, "выдавливая по капле из себя раба", (то есть, практикуя день ото дня - по ПсихоТехнике), мы постепенно будем изменять своё мышление и возвращаться к своей сущности, незашоренной общественным мнением, лжетрадициями и догмами.

Шестой метод изменения Сознания, сам по себе, трудно назвать инструментом, да и методом назвать его можно только с натяжкой. Речь идёт о катарсисе, некоей жизненной парадигмальной катастрофе, когда в жизни человека происходят события, меняющие уклад его жизни, его отношение к обществу, людям вокруг него и конечно к самому себе.

Это не то, что человек практикует, намеренно выбирая для себя, как метод тренировки и самообучения - это то, что случается само по себе и чаще всего, это именно то, чего он наиболее не хотел и может быть опасался: например какая-то экологическая катастрофа, условия войны, смерть близких людей или например известие о том, что этот человек болен смертельной болезнью и скоро покинет этот мир.

Подобные события, "выбивают почву из под ног", мир вокруг резко меняется и вещи, важные ещё вчера, оказываются полной ерундой и бессмыслицей, а поистине важное, то что, казалось само собой разумеющимся, выдвигается на первый план в полном объёме.

В таких условиях, человек начинает смотреть на мир совсем иначе: догмы и условности, перестают иметь смысл и значение, и пелена навязанных установок, спадает сама собой ( не всегда и не у всех, но у многих).

И мы не имели бы никакого права, называть это инструментом, но ..

Дело в том, что катарсис можно ..практиковать. Нет, автор не призывает читателей перестрелять родных и близких или заразить себя неизлечимой болезнью.

Всё гораздо проще.

Ещё римляне говорили - memento mori - и несмотря на общее мнение, об этой фразе, она означает: "помни, ты смертен!". И говорили её, не кому-нибудь, а полководцу, едущему в Рим с победой: чтоб не возгордился выше меры..

В самурайской традиции, во многом опирающейся на дзенские мотивы, существует практика, ежедневного размышления о смерти, некоего приучения себя к мысли о её неизбежности и даже необходимости. (Трактат Хогакурэ, даёт прекрасную и с моей точки зрения, возвышенно-поэтическую трактовку этого отношения к смерти ( хотя в целом, он не впечатляет, отдельные места в нём, просто великолепны - мы как-нибудь поговорим и о нём и об отношении к смерти вообще).

Вот о подобной практике мы говорим здесь: о размышлении над смертью, о размышлении над бренностью мира и себя в нём. Мало того..

Вспомним одного римлянина, философ и воина, императора Марка Аврелия, оставившего нам назидание, довольно широко известное в мире: проживать каждый свой день так, будто это последний день в жизни.

Несмотря на широкую известность, мало кто воплощает это правило в своей жизни - а ведь по сути, если бы оно соблюдалось, это так изменило бы весь мир и каждого в отдельности!

Как можно практиковать катарсис? Просто представляя себе нечто такое, что наиболее тяготит вас, представляется самым ужасным и зловещим. Представить, что это произошло, и таким образом взглянуть на мир и на себя. Что бы вы делали? Как бы вы поступали? Это довольно психологически сложная практика, и приступать к ней нужно с осторожностью.

По Марку Аврелию, всё ещё проще (на мой взгляд). Просто представляешь себе, что скор ты умрёшь: и сегодняшний день, это возможно последний день твоей жизни: тебе надо успеть делать, наиболее важные, срочные дела: нет времени на игры и просмотр фильмов, нет времени на пивко и бесцельную болтовню. Всё самое нужное, актуальное - прожить жизнь так, чтобы о тебе помнили..Нет права на неправильный поступок, на то что ниже твоего достоинства - тебе может уже не удастся ни искупить его, ни загладить..

В этой фразе великого римлянина, больше подлинной философии, чем во многих томах болтунов-пустозвонов, именуемых этой садистской цивилизацией, "философами"!

В будущем мы ещё разовьём тему размышлений о смерти, тему введения сознания в некое шоковое, экстремальное состояние, а в ближайшем будущем, поговорим на тему смерти вообще: а пока, здесь, ограничимся как всегда, общим представлением темы катарсиса или если угодно, " воображаемого катарсиса".

И перейдём к теме, как мы отметили в начале главы, "аудиовизуальных тренировок", музыки и танца.

Не будем говорить о воздействии музыки на человеческую психику - об этом много сказано, и утверждение, что это воздействие мощно и эффективно, в доказательствах не нуждается.

Это воздействие, ещё более усиливается, когда

музыка сочетается с вербальным сопровождением, а также в сочетании с визуальными эффектами или видеорядом.

Но, наиболее мощное воздействие музыка оказывает на людей, в сочетании с физической активностью - назовём это так: хотя, обычно это называется танцем.

Танец, по сути это динамическая медитация, изменяющая сознание человека, вводящая его в состояние некоего экстатического восприятия мира и некоей слитости своего тела с этим миром.

Танец, отношение к которому, зачастую у многих мужчин (например лично у меня) в юности, формируется как к некоему " занятию для девчонок", на самом деле это древнейшая техника динамической "самоправки", приобщения к неким тайным, исконным эгрегориальным матрицам - в особенности, если он (танец) исполняется? нет, скорее происходит, под эмоционально окрашенную музыку и имеет под собой, особый эмоциональный контекст.

Боевые танцы, ритуальные танцы, религиозные - всё это серьёзная психопрактика, целью которой является как воздействие на психологическое состояние каждого из индивидов, участвующих в этих танцах, так и коллективному сплочению и консолидации, укреплению "чувства локтя", единства и сообщности.

В современном нам обществе, люди, особенно молодые, неосознанно стремятся к получению подобного медитативного опыта - хотя большинство, даже и не догадывается о корнях своих желаний.

Те же современные молодёжные танцевальные клубы, с их электронной музыкой, явно оказывающей серьёзное влияние на состояние психики - это ни что иное, как интуитивно проявляемое стремление почувствовать некий медитативный "кайф" от подобных танцев .

О том, как практически использовать эти инструменты для Освобождения, мы как-нибудь поговорим впоследствии более детально, а теперь ограничимся упоминанием и кратким обзором этого метода изменения Сознания.

И на этом, закончим третью главу, об основных инструментах и методах изменения Сознания, хотя в будущем мы вновь неоднократно вернёмся к темам этой главы, потому что именно здесь мы осветили наиболее значимую, практическую сторону ПсихоТехники.