Так всё же, законен сброс сточных вод на рельеф местности, или нет? Разбираемся с нормами и позицией контролирующих органов

В последнее время этот вопрос стал весьма актуальным. В некоторых регионах контролирующие органы развернули бурную деятельность по устранению нарушений, связанных с таким сбросом от установок автономной канализации загородных домов и дач.

Насколько эта борьба обоснована действующими в стране законами и нормами?

Попробуем разобраться. Но сначала взгляните на типовой ответ Министерства Природных Ресурсов:

В этом документе всё прекрасно. Федеральный закон от 21 июля 2014 года №219-ФЗ действительно внёс изменения в статью 16 закона "Об охране окружающей среды". Но там нет ни слова про исключение такого вида воздействия на окружающую среду, как сброс загрязняющих веществ на водосборную площадь (на рельеф).

Любой желающий может открыть закон и самостоятельно в этом убедиться. Там речь о плательщиках и плате за негативное воздействие на окружающую среду от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты.

Так зачем уважаемое Министерство пишет на официальном бланке ерунду?

Идём дальше. То же самое министерство, но двумя годами ранее, было более откровенно. Письмо от 18 ноября 2014 года N СМ-08-02-32/18383 "О сбросе сточных вод на водосборные площади:

От оно что, методики у них нет по взиманию платы, а выдавать разрешения бесплатно - это видимо дурной тон для уважаемого министерства. Поэтому через два года придумали про то, что такой вид сброса сточных вод исключён из разрешенных законом видов деятельности.

Но действительно ли исключён?

Это действующее Постановление Правительства, впервые принятое в 2013 году.

То есть, положение о снижении сбросов загрязняющих веществ на водосборные площади есть, а у Министерства Природных Ресурсов нет методики и порядка установления нормативов для такого сброса. Поэтому министерство разрешений на него не выдаёт, а спустя три года после выхода постановления правительства и вовсе заявляет о том, что такой вид сброса исключён.

Вот как бы так помягче то дать характеристику подобного "подхода к снаряду" уважаемым министерством...

Ну и заключительный аккорд, ответ Минприроды от конца прошлого года:

То есть совсем самоустранились от решения вопроса, спихнули на Земельный Кодекс, по которому доказать истощение, деградацию и прочие негативные изменения почв в результате сброса на водосборные площади очищенных сточных вод весьма и весьма проблематично.

И тем не менее, такие попытки в последнее время участились. Сначала владельца автономной канализации привлекают к административной ответственности за загрязнение почв в результате сброса сточных вод на рельеф местности, ссылаясь на главу 8 КоАП РФ. Далее - выставляют иск о возмещении вреда, якобы причиненного почвам, и на приличную сумму.

Владельцу загородного дома, получившему сначала штраф, а потом и иск на кругленькую сумму, приходится или платить, или решать вопрос через суд, привлекая для защиты независимых экспертов, которые и дезавуируют претензии неумелых контролеров.

Я, как специалист в области очистки сточных вод, не одобряю сброс необеззараженных и недостаточно очищенных сверхмалыми аэрационными установками бытовых сточных вод на рельеф местности, но зачем же так топорно с этим бороться?

Вопрос риторический, поскольку федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор самоустранился от решения данного вопроса, передав свои полномочия на уровень местного самоуправления.

И это не смотря на то, что деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с одноимённым законом относится именно к компетенции Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Всем удачи!

Подписывайтесь на канал и не забывайте тыкать "Больше такого" (палец вверх). Это настраивает Вашу персональную ленту Дзен на показ большего количества статей про водопровод и канализацию.