Фильм, который своей игрой испортила Марлен Дитрих

16 January

Или почему Альфред Хичкок стал третировать блондинок?

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)
Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)

Ни для кого не секрет, что «великий и ужасный» Альфред Хичкок, которого называют одним из создателей триллера как жанра, отличался двумя не самыми приятными чертами. Во-первых, он жестко руководил съемочным процессом. Во-вторых, он «третировал» блондинок, именно оных делая жертвами в своих «зрелых» и «поздних» фильмах. Однако так было не всегда…

Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)
Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)

Подобные тенденции стали проявляться уже ближе к середине 50-ых годов. К слову, о блондинках. Хичкок буквально изводил их, дабы те на съемочной площадке не имитировали, не изображали страх, а были действительно испуганы. Некоторые пытались это трактовать через фрейдистские подходы, мол, у него была очень строгая мать-блондинка и прочее бла-бла-бла… Однако на самом деле всё гораздо проще: виной тому было появление на съемочной площадке фильма «Страх сцены» Марлен Дитрих

Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)
Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)

Это сейчас нам Дитрих преподносят как безусловную звезду, «икону стиля», однако её действительный «звездный час» пришелся на 30-ые годы, и только потому, что как подать «данный материал» знал лишь режиссер Йозеф фон Штернберг. Однако Дитрих того «кинула» и…. очень быстро скатилась до актриски второго уровня, которой отказывали в умении петь и играть. Режиссеры категорически не хотели брать её на съемки.

Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)
Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)

Хичкоку по сюжету фильма требовалась стареющая звезда. Это был образ второго плана, а главной героиней должна была быть Ева Гилл, роль которой была поручена молодой (на тот момент) актрисе Джейн Вайман. Хичкок вообще планировал сделать фильм «трамплином» для этой безумно талантливой девушки, в планах было даже номинировать её на второй «Оскар», о чём велись некоторые переговоры.

Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)
Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)

Однако появление Марлен Дитрих поставило крест на всех замыслах, как относительно самой юной актрисы, так фильма в целом. Почувствовав, что время по съемкам поджимает и новую актрису на роль Шарлотты Инвуд не найдут, Дитрих стала требовать себе больше экранного времени. Затем и вовсе решила, что её героиня должна стать едва ли не главным персонажем.

Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)
Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)

Поскольку Дитрих толком играть не умела и её мимика всегда напоминала нечто вроде замершей, почти гипсовой маски, та стала требовать, чтобы во время съемок меняли свет и ракурсы. Проще говоря, она хотела презентовать себя как на рекламных фото, что остались еще из 30-ых годов. В итоге всё, что планировалось по фильму, превратилось в один сплошной бардак.

Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)
Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)

Когда Хичкок посмотрел итоговую версию ленты, то просто махнул рукой на своё детище – то было категорически испорчено. Вместо мрачного, психологического триллера получилось нелепое варьете с криминальными вставками. После этого Хичкок сказал слова, кои услышал и принял к сведению весь Голливуд: «Больше ноги этой вздорной бабёнки не будет на моей съемочной площадке. Она решила, что является и осветителем, и оператором, и режиссером». Некоторые из режиссеров (Штернберг, Премингер и т.д.) пытались намекнуть, что, дескать, мы тебя предупреждали

На афшие, сделанной по закзау Хичкока, Марлен Дитрих фактически полностью убрали, сделав центральными фигурами режиссера и  Джейн Вайман
На афшие, сделанной по закзау Хичкока, Марлен Дитрих фактически полностью убрали, сделав центральными фигурами режиссера и Джейн Вайман

Впрочем, после этого Дитрих и вовсе перестали приглашать в крупные проекты, а если и брали на съемки, то только при условии, что не будет никакой самодеятельности. Для чего держали на ей отведенные небольшие роли запасную актрису, с явным намеком: только хотя бы малейший признак капризов и тут же окажешься «снаружи».

Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)
Кадр из фильма "Страх сцены" (1950)

Вы спросите, так откуда взялись иные версии? «Миф о великой Марлен Дитрих» стали создавать наследники и сугубо с маркетинговыми целями. Надо было выгодно распродать доставшийся после её смерти гардероб (тысячи туфель, шляпок и платьев, большую часть из которых Дитрих никогда не надевала). А потому стали старательно подправлять «цитаты». Например, слова Хичкока «укоротили» и сделали якобы восхищенными

Сайт, посвященный нуару

Поскольку в последнее время подписчики не всегда видят в своей ленте наши новые материалы, то переходите по данной ссылке