Жуткий фильм, принесший известность Кире Найтли, причем, в качестве блондинки

17 December 2020

И это совершенно не «Пираты Карибского моря»

Подписывайтесь на канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Яма" (2001)
Кадр из фильма "Яма" (2001)

После того, как Александр Куприн в 1909 году издал «возмутившую» общественность повесть «Яма», ожидать от произведений с подобным названием нечто сугубо позитивное было бы, по меньшей мере, наивно. Хотя когда Гай Берт писал свой молодежно-криминальный роман с аналогичным названием, то едва ли имел понятие о русской литературе.

Кадр из фильма "Яма" (2001)
Кадр из фильма "Яма" (2001)

Именно фильм «Яма» (2001) принёс немалую известность и популярность тогда ещё находившейся только-только в начале творческого пути Кире Найтли. И это притом, что у неё хотя и важная, но всё-таки не главная роль в кинокартине. Фильм можно было бы назвать «современным» британским «Расёмоном». Помните прославленный фильм Акиры Курасавы, в котором каждый из участников инцидента предлагает зрителю собственную версию случившегося?

Афиша фильма "Яма" (2001)
Афиша фильма "Яма" (2001)

Опять же подобное построение сюжета в некоторой степени напоминает геометрию Лобачевского, когда через две точки можно провести сколь угодно много непараллельных прямых. У сюжета есть лишь две «реперные точки», которые не поддаются сомнению. В какой-то момент группа старшеклассников весьма престижной школы оказалась в заброшенном бункере. Там произошла трагедия, и через две с половиной недели выбраться из бункера удалось далеко не всем.

Кадр из фильма "Яма" (2001)
Кадр из фильма "Яма" (2001)

Полиции предстоит узнать, что же произошло, для чего привлекают психолога, доктора Хорвуд, которой надо завоевать доверие и разговорить пребывающую в шоковом состоянии Лиз. Оную играет Тора Бёртч (вспоминайте «Красоту по-американски» и «Тёмные углы»). В некий час девочка предлагает собственную версию событий. Кстати, из которой следует, что подростков фактически обрекли на смерть.

Кадр из фильма "Яма" (2001)
Кадр из фильма "Яма" (2001)

И тут фильм в своей стилистике делает крутой поворот и из молодежного триллера превращается в мрачнейшую криминальную драму, в которой ставятся два важных вопроса: «когда человек может стать животным?» и «и где пролегает грань доверия?» Словно отвечая на первый вопрос, один из персонажей фильма произнесет: «И ты смотрела, как я убиваю лучшего друга за банку колы?»

Кадр из фильма "Яма" (2001)
Кадр из фильма "Яма" (2001)

На счет второго вопроса всё много сложнее. Это напоминает психологический эксперимент, когда вы должны упасть «наотмашь» назад, а знакомые должны вас подхватить. Это вопрос доверия. Однако в глубине души всегда есть боязнь, что вас не поймают, и вы упадете. В случае с фильмом этот подспудный страх вроде бы оказался оправданным, ибо страшная трагедия не было «случайностью»

Кадр из фильма "Яма" (2001)
Кадр из фильма "Яма" (2001)

Однако не сразу становится понятно, кто и почему задумал преступление, в чьей голове возник страшный план. Но это выводит на новую проблему, а именно вопрос о сути «тёмной любви», которая является одной из форм мании, проще говоря, одержимостью, которая лишь несколько замаскирована подобием личной симпатии. Легендарная фраза: «так не доставайся же ты никому» - никогда не была признаком подлинных глубоких чувств, а лишь свидетельством «тусклой мелочности»

Кадр из фильма "Яма" (2001)
Кадр из фильма "Яма" (2001)

Сразу же предупреждаем, что фильм совершенно не из легких, а у кого-то может и вовсе вызвать приступ «заочной клаустрофобии». Однако он достоин просмотра. Во-первых, хотя бы потому, что именно эта лента стала переломной в судьбе Киры Найтли. Все её творческие проекты по большому счету делились на «до» и «после». Роль светловолосой Френки сделала её действительно известной. Уже после «Ямы» появились первые серьезные предложения: «Играй, как Бекхем», «Непорочный» - а затем и вовсе роли «звездного уровня»

Кадр из фильма "Яма" (2001)
Кадр из фильма "Яма" (2001)

А ещё фильм обязателен к просмотру, так как его режиссером был специализирующийся на драмах и триллерах Ник Хемм. Данная лента стала апогеем в творчестве этого «британского ирландца». Например, уже после «Ямы» он попытался сделать столь же мрачный триллер «Другой» (2004) с участием Роберта Де Ниро, однако «Яма» оказалась более убедительной с свой пугающей и даже ужасающей сумрачности.

Сайт, посвященный нуару

Поскольку в последнее время подписчики не всегда видят в своей ленте наши новые материалы, то переходите по данной ссылке