Необычный советский триллер как идея для «Атаки клонов» | НУАР-NOIR | Яндекс Дзен
НУАР-NOIR
40 294 subscribers

Необычный советский триллер как идея для «Атаки клонов»

12k full reads
15k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 77% of the total page views
1 minute — average reading time
Необычный советский триллер как идея для «Атаки клонов»
Необычный советский триллер как идея для «Атаки клонов»

К весьма необычному фантастико-криминальному советскому фильму 1987 года «Отступник» нас привело несколько «тропок». Во-первых, анализ т.н. «советского нуара». Во-вторых, изучение проблемы доппельгангеров, то есть опасных двойников, в том числе в советском кинематографе. Ну и, наконец, фильмография поразительно красивой советской актрисы Ларисы Белогуровой.

Кадр из фильма «Отступник» (1987)

«Отступник» получил несколько призов на международных фестивалях, хотя при этом был фактически неизвестен на Родине, где он попал под негласный запрет, несмотря на все «новые веяния» и прочие «перестройки». Некто из политической верхушки посчитал, что «намёки» в ленте были уж слишком «прозрачными».

Лариса Белогурова в роли Марии. Кадр из фильма «Отступник» (1987)

Хотя, казалось бы, что может быть сомнительного в экранизации советской же повести, которая была издана ещё в 1969 году для юношества в «Библиотеке приключений»? Однако в любом материале могут быть контексты и подтексты. Тем более в детективной фантастике.

Карина Моритц в роли Линды. Кадр из фильма «Отступник» (1987)

Действие разворачивается в абстрактное время в абстрактной европейской стране. Хотя в некоторых кадрах узнаются каналы Гамбурга, а фильм делали совместно с ФРГ. Сюжет стартует со смерти выдающегося профессора Миллера, тело коего найдено в лаборатории. Фотограф следственной бригады случайно замечает человека, точь-в-точь похожего на погибшего.

Кадр из фильма «Отступник» (1987)

Оказывается, Миллер открыл возможность «дублировать людей» - нечто среднее между клонированием и квантовым умножением. И воспроизвел сам себя. Однако двойник, будучи внешне похожим, весьма отличается внутренне. У него мир алчного лавочника. Миллер Второй хочет использовать открытие для обогащения, дабы дать возможность правительству «копировать» солдат. В связи с этим уместна фраза: вам явить чудо или чудовище?

Кадр из фильма «Отступник» (1987)

Что же не понравилось перестроечному руководству в этом весьма гуманистическом посыле? Дело в том, что в определенный момент ученый, стараясь запутать следы, сделал четырех «дополнительных» президентов страны. И каждый из них говорил нечто «собственное», отличное от «прочих». В итоге на одном канале ТВ звучит одно, на другом – категорически иное. Весьма напоминало Горбачева.

Кадр из фильма «Отступник» (1987)

От «Аризонской мечты» до «Кровавого четверга»: будоражащие роли Паулины Поризковой

А когда некий генерал дал понять (перефразируя «Героя-одиночку»), что пять президентов - это ровно на четыре больше, чем нам необходимо, то это звучало как политическая угроза. Тем более что ненужных «дублей» стали устранять в стиле финала «Крестного отца».

Кадр из фильма «Отступник» (1987)

Как-бы-Шэрон-Стоун, но с иным именем и в другом амплуа

Если же говорить о самом фильме, то его создал человек, разбирающийся в мрачном жанре. Валерию Рубинчику мы обязаны «Дикой охотой короля Стаха». Но в случае в «Отступником» чувствовалось влияние Годара, в частности, его легендарного нуара «Альфавиль». Но с другой стороны советский фильм можно рассматривать как «предвестника» «Доктора М» Клода Шаброля, «Бункера Палас-отель» Энки Билала и «Ночи арлекинов» Михаэля Штайнера.