Из копилки учителя-словесника: слова категории состояния

9 February

Слова категории состояния появились в школьной программе по русскому языку сравнительно недавно. Самое сложное – научить детей отличать их от наречий и кратких прилагательных. Я делаю это так.

Ученые-лингвисты еще сами толком не разобрались, что такое слова категории состояния - самостоятельная часть речи или особые наречия, поэтому в различных учебниках авторы предлагают изучать их по-разному. В одних учебниках на них отводится специальная тема, в других – они даются в разделе «Наречие».

Но далеко не везде есть какие-то четкие указания для детей, как именно различать три совершенно разные части речи.

Предлагаю вам свой метод. Может быть, кому-то пригодится.

После знакомства со словом категории состояния я предлагаю ученикам проанализировать три предложения.

Мальчик весело пел песню.

Его лицо весело.

Мне сегодня весело.

Прошу найти в каждом предложении слово, от которого можно поставить вопрос к слову «весело», определить часть речи главного слова и задать вопрос.

Выясняется, что в первом предложении главным является глагол «пел», вопрос – «как?»

Во втором предложении главное слово – «лицо», вопрос – «каково?»

В третьем у слова «весело» нет главного и к нему можно задать и вопрос «как?», и вопрос «каково?»

Следующий шаг в анализе предложений – это определение синтаксической роли слова «весело».

В первом случае оно является обстоятельством, во втором и в третьем – сказуемым.

Тогда ищем подлежащее и выясняем, что второе предложение двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое), а третье – односоставное (есть только сказуемое, а подлежащего нет и быть не может).

После такого анализа записываем таблицу, которая поможет запомнить шаги, которые нужно сделать для того, чтобы научиться различать слова категории состояния, краткие прилагательные и наречия.

Затем можно предложить ученикам составить алгоритм рассуждения и уже после выполнять задания.

Мой опыт показывает, что такое объяснение наиболее эффективно при объяснении отличий слов категории состояния от омонимичных частей речи.

Поделитесь в комментариях своими приемами, которые вы используете при изучении этой темы.

Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале "REALITY ШКОЛА".