Модернизация школы: новые семена на бесплодной почве не приживутся

14 December 2019
Модернизация школы: новые семена на бесплодной почве не приживутся

Запущен уже второй нацпроект «Образование». Вот-вот примут новый ФГОС. Организуются «Точки роста», внедряются цифровые технологии, вводится робототехника. Правительство ждет прорыва школьного образования… Но при этом материальная база большинства школ осталась на уровне семидесятых годов прошлого века.

Процент строящихся новых школ ничтожно мал по сравнению с числом морально и физически устаревших зданий. Вид учебных заведений все еще такой же, как был при Брежневе. Длинные коридоры с наполовину побеленными – наполовину покрашенными стенами, на которых время наложило свой неизгладимый отпечаток в виде трещин, маскирующихся шпатлевкой. Деревянные полы с щелями кое-как прикрываются ламинатом или линолеумом. Потолки с падающей штукатуркой по требованию СЭС заделываются гипсокартоном. Пластиковые окна вставляются в крошащиеся от времени кирпичные или бетонные проемы, да и то не везде. Во многих школах все еще прогнившие деревянные рамы, которые, как в старые времена, на зиму затыкаются ватой или поролоном и заклеиваются бумажными лентами.

Убожество сорока-пятидесятилетней давности благодаря находчивости педагогов и учеников скрывается за яркими стендами, занавесками, кадками с цветами и самодельными декоративными элементами.

Древние светильники, опять же в соответствии с СанПином, заменяются лампами дневного света, которые выглядят на растрескавшихся потолках, как дорогое украшение на нищенской одежде. Такой же ненужной роскошью смотрятся интерактивные доски и дорогие проекторы на крашеных-перекрашеных обшарпанных стенах.

Мы еще носим в классы ведра с водой, чтобы помыть доску. Мы еще пользуемся деревянными указками, сделанными на уроках труда учителем, которого уже нет в живых. В наших кабинетах, как только начинается лыжная подготовка, в углах стоят кучи ученических лыж, поскольку другого места для них в школах не предусмотрено. В большинстве школ все еще один спортивный зал, где одновременно на уроке занимаются по два-три класса. Нам ввели электронные журналы, которые мы вынуждены заполнять на компьютерах, купленных в 2005 году. А в некоторых школах учителя для этой цели приносят в школу свои ноутбуки и модемы.

В наших школьных библиотеках настолько устаревший фонд, что сто раз заклеенные книжки того гляди развалятся в руках, потому что выделенных денег хватает только на приобретение учебников. На днях мне для урока понадобилась книга. В школьной библиотеке мне выдали издание 1947 года. Оно старше меня чуть ли не на 25 лет!

Где логика? Может быть, модернизацию правильнее начинать с самого главного – строительства новых современных школ, в которых будут созданы условия для всех инноваций? Новомодные штучки типа цифровых учебников, квадрокоптеров, 3 D-принтеров и шлемов виртуальной реальности не что иное, как насмешка в условиях обветшавших зданий и убогой материально-технической базы школ.

Обновление, конечно, есть. Но осуществляется оно очень медленными темпами, сильно отстающими от грандиозных замыслов Минпроса.

Посейте новые семена в неплодородную почву. Прорастут ли они? Навряд ли. Максимум – дадут жалкие, тощие всходы и погибнут в зачаточном состоянии.

Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале "REALITY ШКОЛА".