Всё чаще возникает мысль уйти из школы

22 November 2019

Раньше для меня школа была жизнью, работа – удовольствием. Когда начинались каникулы, я не могла дождаться начала четверти. Еще несколько лет назад мне очень хотелось работать, а сейчас все чаще посещает мысль уйти из школы насовсем.

Дело не в возрасте, он у меня далеко еще не преклонный – до пенсии далеко. Дело в другом. У меня, как и у многих учителей, есть ощущение, что мы занимаемся не тем, чем должны, а тащим какую-то непосильную ношу, которая с каждым днем становится все тяжелее и тяжелее. И кто-то все время что-то подкладывает и подкладывает. Тащишь, а с места не сдвигаешься. И все попытки хоть чуть-чуть продвинуться вперед оказываются тщетными.

Казалось бы, что требуется от хорошего учителя? Учить и воспитывать. Но над нами постоянно экспериментируют. Сто тысяч изменений произошло за последние несколько лет, и ни одно из них не принесло какого-либо результата. ФГОС, профильные классы, индивидуальные образовательные маршруты, бесконечные курсы, компьютеризация и цифровизация, дистанционное обучение, адаптированные программы для детей с ОВЗ, исследовательская деятельность, аттестация, отчеты, конкурсы, проекты, тонны программ, посещение внеплановых мероприятий для массовки, ведение сайтов, конференции, вебинары… Этот список можно продолжать до бесконечности. Самое главное, что все это никак не связано с прямым назначением учителя – учить и воспитывать. Мы погрязли в этих бесконечных и совершенно бесполезных инновациях.

В очень редкие минуты отдыха оглядываешься на свою жизнь и приходишь в ужас. Понимаешь, что ты НЕ живешь. Ты только работаешь, причем этот труд утомительный, а главное - бессмысленный. Тебе уже некогда учить детей. Ты постоянно что-то осваиваешь, внедряешь, отчитываешься, а потом оказывается, что это никому не нужно. У высших чиновников уже новые идеи. Те новшества, которые были придуманы до этого, больше никому не интересны, но при этом их никто не отменяет, только докидывают новые.

Несколько лет назад ввели новые образовательные стандарты. Нас уверяли, что теперь все будет по-другому, что наше образование благодаря им станет в сто раз лучше. Два года нас только учили. Только вот чему? Писать программы в три тысячи листов и неимоверные технологические карты. Но от этой писанины никакого качественного скачка не произошло. Добились одного – довели учителей до изнеможения. Теперь оказалось, что ФГОС-то недоработали. В декабре примут еще один новый стандарт. Заново будем обучаться.

То, что в школе было дорого, - общение с учениками, интересные уроки, совместные походы, творчество, доверие, уважение – перечеркнуто модернизацией, стандартизацией, цифровизацией, индивидуализацией, аттестацией. Поощряются унижение учителей и доносы на них. Ученики подвергаются постоянному контролю: всероссийские проверочные работы, мониторинги, срезы, анкетирования, PIRLS, TIMSS, PISA, ОГЭ, ЕГЭ… Загруженность и перегруженность всех – учителей, детей, родителей.

У детей уже не горят глаза. От переизбытка предметов и груза ответственности они впадают в две крайности: или полный инфантилизм как способ отгородиться от проблем, или хроническая усталость как следствие непосильной нагрузки. Они не остаются, как раньше, после уроков, чтобы нарисовать стенгазету, или отрепетировать номер для школьного вечера, или посидеть на классном «огоньке». Разве что единицы. Дети бегут домой. К компьютерам и гаджетам. И ничего удивительного. Хоть где-то они могут найти отдушину. Хоть где-то они могут укрыться от постоянного давления: «учись, иначе не сдашь экзамены», «ты никуда не поступишь», «ты завалишь ЕГЭ», «где ты будешь потом работать»…

Наше руководство говорит, что учителя не хотят ничему новому учиться, что они несовременные, что они все отторгают. Это неправда. Мы не против и учиться, и постигать, и внедрять, но только то, что на самом деле приносит пользу. Мы просто устали делать бессмысленную работу, нам надоели бестолковые новшества. Мы хотим, чтобы школа осталась школой, учителя были учителями, а дети могли наслаждаться детством. Бездушная школа, в которой главное не личность, а бумажка, не творчество, а стандарт, не свобода, а перегрузка, не уважение, а постоянный прессинг, никому не нужна.

Я в школе почти тридцать лет. Работать начала в девятнадцать. Все у меня получалось и получается. Есть заслуги, уважение, признание. Есть и желание работать с детьми. Но в такой школе, какой она становится, все меньше и меньше хочется работать.

Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале "REALITY ШКОЛА".