Рецензия на выставку «Река времен»

3 August 2018
В галерее «Хазинэ» накануне открылась не совсем обычная и не совсем привычная выставка, она называется «Река времен», в экспозицию вошли работы отца и сына Скобеевых. Необычность коллекций в том, что они не просто не схожи — а диаметрально противоположны.
Валерию Николаевичу исполнилось восемьдесят, его сыну Виталию – пятьдесят. Они не только представители разных поколений, но и направлений.
Валерию Николаевичу исполнилось восемьдесят, его сыну Виталию – пятьдесят. Они не только представители разных поколений, но и направлений.

Валерий Скобеев получил образование в альма матер многих российских живописцев — в знаменитой «репинке», в Академии живописи тогда еще Ленинграда, ныне Санкт-Петербурга, в недрах реалистической русской школы. Виталий — выпускник художественно-графического института в Чебоксарах.

Валерия Скобеева влечет человек талантливый, и талант этот может быть разный
Валерия Скобеева влечет человек талантливый, и талант этот может быть разный

Живопись Валерия Николаевича, естественно, реалистическая, он начинал творить в эпоху царящего в искусстве социалистического реализма. Споры о том, «был ли мальчик или его не было», то есть не было ли это направление, провозглашенное в первой трети прошлого века мертворожденным или нет, ведутся давно. Не уверена, что стоит отрицать очевидное — было.

Его герои — это то, что называется «простые люди». Крепкие, не рефлексирующие, романтики, творящие реальный мир. Да, были и такие. Палитра Скобеева-старшего яркая и звонкая, он явно любуется персонажами своих полотен. Позже среди них появилась целая плеяда портретов известных композиторов и музыкантов: от Сайдашева, Яхина и Жиганова до Визбора, Цоя и Высоцкого.

Работы Виталия Скобеева абсолютно не похожи на работы его отца. В его мозаичных полотнах, у художника своя, особая техника, напоминающая мозаику, нет ни грана реализма. Так может видеть мир поэт-символист, разглядевший на заснеженном петербургском мосту Незнакомку, философ-звездочет в высоком остроконечном колпаке или пришелец с иной планеты.

В работы Виталия надо вглядываться, причем, долго. Разгадывать их бессмысленно, для человека, знакомого с мировой культурой и мировыми религиями они понятны. Для иных, скорее всего, закрыты. Это не минус, а скорее плюс. Пытливый зритель будет спровоцирован художником на новые знания.

Практическая каждая картина Виталия Скобеева — это сгусток эмоций при мощной интеллектуальной составляющей
Практическая каждая картина Виталия Скобеева — это сгусток эмоций при мощной интеллектуальной составляющей

Одна из сильных сторон этого живописца — необычайная эмоциональность полотен. Будь то «Благовещение», «Христос», работа, посвященная Николаю Угоднику, или «Летнее солнцестояние». Да практическая каждая картина Виталия Скобеева — это сгусток эмоций при мощной интеллектуальной составляющей. И то, что роднит его с манерой живописи отца, — это тот внутренний свет, который излучает каждое его полотно.

После просмотра работ Валерия и Виталия Скобеевых остается, что случается не часто, послевкусие — ощущение гармонии мира во всем его многообразии. Их непохожие, возможно, взаимоисключающие манеры роднит искренность и отсутствие надуманности, тягостной многозначительности. Человек во Вселенной в любое время хочет познать истину и, независимо от нее, хочет быть счастливым. С таким парадоксом в головах нас создал Творец, подаривший нам мир. Который так любят художники Скобеевы и это читается в их полотнах.

Рецензия на выставку «Река времен»
Рецензия на выставку «Река времен»
Рецензия на выставку «Река времен»
Рецензия на выставку «Река времен»
Рецензия на выставку «Река времен»
Рецензия на выставку «Река времен»
Рецензия на выставку «Река времен»