Jah Khalib — миссионер от искусства

02.04.2018

Если бы рэп был религией, и в двери россиян начали бы стучаться стильные молодые люди со словами «не хотите ли поговорить о рэпе?», то вместо короткой брошюрки про необходимость веры в Бога и реквизитов для пожертвований они бы давали диск с альбомом «E.G.O.» за авторством Jah Khalib.

Мы привыкли слушать рассказы про казахов, которые поднимают русский рэп с колен, и конкретно про Jah Khalib, который «делает хорошую поп-музыку». Окей, допустим, она удовлетворяет эстетические потребности больших масс. И что? Мы ведь здесь собрались о высоком поговорить. Есть ли у попсы какая-то ценность для искусства? Есть! Это китч, который хоть и не является искусством, но привлекает к нему внимание. Это доступная музыка, которая способна вовлекать человека в жанр. После знакомства с комфортной попсой, он может захотеть что-нибудь посложнее. И вполне вероятно, что в процессе исследований этот человек захочет познакомиться с настоящим искусством. Тогда он скачает все платиновые альбомы Замая и трансформируется из простого потребителя в ценителя авангарда. Все проходили такой путь: я вот начинал с 1Класса, Дессара и АК-47, но потом ведь как-то добрался до Смоки Мо и Кровостока.

Раз уж рэпчик стал мейнстримом, то миссия хорошего поп-артиста в рэпе — дать обывателю шанс зацепиться за жанровую попсу и карабкаться дальше. Хороший поп-артист это первое свидание обывателя с искусством: оба пытаются казаться другими и произвести впечатление ради второй встречи. И чем больше встреч, тем больше раскрывается партнёр, а в нашем случае — жанр. Кроме того, «Э.Г.О.» приучает обычных людей потреблять музыку альбомами. Несколько моих друзей недавно заявили, что «послушали новый альбом Jah Khalib» , хотя никогда прежде слово «альбом» от них я не слышал. Это ведь тоже прогресс, это культура прослушивания пластинок целиком, чтобы не только уважить труд автора, но и уловить концепцию, если она есть.

Сам релиз почти весь состоит из любовных баллад, здесь новостей нет, как нет и сюжета или скрытого смысла. Баха может писать такие треки даже после конной прогулки и употребления двух тарелок бешбармака. Кроме них есть ещё скромный дисс на всех рэперов-дрыщей «Остаться собой» и подъездно-тазовая романтика «Принцесса и нищий». Для рэп-религии это весьма удобная пластинка, которая поверхностно познакомит нового слушателя с разными аспектами хип-хопа, зальёт в уши приятных битов и даже, как показывает практика, расположит послушать сольник целиком. Затем жертва пойдет гуглить адреса храмов, имена верховных жрецов и фундаментальные тексты, познакомится с классикой и авангардом. Законспектирует все интервью Дудя с рэперами, расшифрует «Горгород» и подпишется на этот канал.

А потом наткнётся на Максима «Cruel Addict» Доши…

iTunes
iTunes