Почему русский рэп аполитичен?

06.04.2018

И это не кликбейт.

Сегодня случайно взял с полки книжку Бориса Гройса «Коммунистический постскриптум» и начал читать. Она маленькая, тонкая и не оставляет надежд на большие знания. Но я прочитал только предисловие, а мир уже начал переворачиваться.

Для начала вспомним, что русский человек разбирается во всём и всегда готов поделиться знанием с окружающими. Чем шире стол на кухне, чем больше водки — тем лучше он разбирается в экономике, политике и военной стратегии. Ещё он всегда критикует: жену, друзей, соседа, его собаку, участкового, полицию, депутатов, правительство и президента любой страны. Но почему так происходит? Можно списать на советское прошлое. Эту идею красиво сформулировал мой товарищ Пётр, прибегая к бесконечным возможностям и паронимам русского языка: «Страна Советов, х*ле. Вот все и советуют».

Но почему советское прошлое было таким?

Борис Гройс разобрался. Он пишет, что в капитализме правит экономика, в ней главный медиум — цифры, институты и механизмы. При коммунизме правит политика, а здесь единственный медиум — язык. Экономика анонимна и невербальна, рука рынка — невидима. С ней нельзя спорить, её нельзя критиковать, нельзя уговорить или подкупить. В СССР же всё было так, как было, потому что кто-то сказал, что так должно быть. И точка. Каждая буква, каждый текст, каждый бутерброд и каждый подлокотник в зале собраний исполкома создавался только потому, что так сказано. И если уж совсем глубоко, то коммунистическое государство это наследник государства Платона, а там у руля стоят философы. Главный инструмент философа — язык. Не зря же каждый большой госслужащий должен был получить хоть какое-нибудь философское образование. Соответственно, критиковать это всё тоже легко: каждый гражданин знал об этой модели управления государством — что откуда появляется и почему. Вот и всё. Сеанс рефлексии закончен, закрываем книжечку, отпускаем Бориса Ефимовича и перемещаемся в 2018 год.

И тут мы обнаруживаем, что эта привычка постоянно высказываться, критиковать и во всём разбираться остаётся как раз потому, что власть в Российской Федерации по-прежнему осуществляется посредством языка. И вроде бы капитализм появился, рынок уже засунул свою невидимую руку почти во все сферы финансов, но вот экономика пока править не начала. Правит политика, а значит бездушные и объективные цифры, которыми можно измерять результат, проигрывают субъективным словам, которыми можно приказывать и договариваться. Причина — поколение. Люди, в чьих руках находится страна, просто не представляют другой формы взаимодействия с обществом.

И может быть аполитичность русского рэпа связана как раз с тем, что новое поколение рождается в другой парадигме. Здесь причины успеха или провала ищут в своих действиях, а не априорно уповают на вмешательство генсека. Зачем ругаться и критиковать государство, если оно не играет никакой роли в жизни индивидуума? Точнее так: государству наплевать на гражданина, гражданину наплевать на государство. Это капиталистический императив, с которым сегодня вырастают русские молодые люди. И нужно отметить, что когда эти люди начинают читать рэп — их тексты переполнены иронией, сатирой или даже агрессией в отношении других людей, а не какого-то государства. Такая модель поведения и ответственности субъектов социума похожа на западную, где социально-политическая критика существует в форме претензий к элементам гражданского общества, которое, в свою очередь, и является институтом власти. А значит властью является, в частности, каждый гражданин, который и несет ответственность за происходящее в стране.