Шоу «Успех» как макет либерально-демократического общества

Недавно на VSRAP вышел видос, где авторы сняли с Гнойного погоны генерала-зашквара, искупили ему грехи и заявили, что шоу «Успех» в принципе никак не портит рэп-культуру, потому что Славка там искренний и настоящий. Настало время признаться: я тоже смотрю Успех, переживаю за участников и смеюсь над шутками Киркорова. Но это шоу хорошо не столько просвещенным антихайпом в жюри, сколько тем, что на сцене успеха есть всё то, чего нет в нашей с вами жизни. И это вовсе не очередной цирковой музыкальный конкурс из начала нулевых, это новый формат с имманентной образовательной функцией, частично абсорбирующий наши политические потребности. Поясню:

1) Демократия

Если на секунду представить, что шоу «Успех» это проект Кремля, то оно окажется отличным инструментом для демонстрации всей сложности и неоднозначности демократических процедур.

Тут представлены сразу две формы демократии — прямая и представительная. Прямая это когда народ непосредственно участвует в принятии решения, то есть когда зрители выбирают победителя батла, а представительная — когда народные избранники представляют интересы большинства, то есть когда судьи выбирают допустить кого-либо до батла или попрощаться.

И все эти моменты сразу обнажают суть всеми любимой демократии: когда в жюри начинаются перепалки, конфликты и недопонимания; когда новый участник ничуть не уступает старому, но воля народа должна оставить только одного. В эти секунды на глазах появляются капли слёз, а внутри вдруг обостряется резкое желание забрать право решать у большинства, потому что они НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ТА ДЕВОЧКА СПЕЛА ЛУЧШЕ, и пускай её судьбу решит какой-нибудь Филипп Бедросович, он профессионал вообще-то! Будь ты проклята, демократия!

liveyt.ru
liveyt.ru

2) Политический плюрализм

В продолжение нашей конспирологической фантазии давайте задумаемся: а с чего это вдруг весь такой политкорректный и манерный либертарианец Киркоров сидит слева, а резкий, прямолинейный консерватор Гнойный — справа? Филипп даёт шанс чуть ли не каждому выступающему, пытается обеспечить полную свободу личности и её выражению, а Вячеслав всегда четко высказывает, кто ему нравится и авторитарно отбрасывает тех, кто ему не по вкусу. Его реакционный потенциал скрывается даже в возгласе «Антихайп», который противостоит хайпу, то есть радикальному и стремительному движению вперед. Совпадение?

При таком взгляде на жюри-парламент даже Нюша вполне себе идеальный персонаж на место посередине. Умеренно правая, умеренно левая девушка-центристка всегда старается сгладить углы, но при этом честно говорит о недостатках или выражает симпатию. Ей часто приходится метаться между двух идеологических оппонентов. И нередко её решение может зависеть от победы одной из сторон.

И если демократия хоть как-то пытается существовать в нашей стране, то ни о каком реальном политическом плюрализме, антагонизме и соперничестве речи особо не идет. Самые радикальные и опасные противники власти обычно заканчивают свою карьеру в могиле или за решеткой, а не слева или справа от условной Нюши. Не в обиду фанатам Алексея Н…Саакашвили, но просто этот человек больше опасен для нашей с вами родины, чем для власти — он тиранически не умеет договариваться. Это неумение сопровождало и Ленина, и Сталина, и Ельцина с Путиным. Хорошее лидерское качество, но зато какие последствия.

А вот Гнойный и СТС умеют. Поэтому тысячи людей наслаждаются результатом их успешных переговоров ровно в двадцать один ноль ноль на СТС по воскресеньям. При этом они утоляют слабую подсознательную жажду идеологической борьбы между популярными людьми на экране телевизора и отказываются от мечты о свободном выборе, а затем спокойно ложатся спать.