Валентин Стрыкало. Наследие

Тихо. Не двигайтесь. Чувствуете? Это старость дышит нам в спину. Настал момент, когда молодые музыканты начали вдохновляться Валентином Стрыкало. Вероятно список намного больше, но для ностальгии достаточно и двух современных артистов, которые вместе звучат как название блюда для вписки: Лизер с Гречкой. Альбом рэп-звезды «My Soul», по его словам, был полностью вдохновлён музыкой Стрыкало. Также и 18-летняя Гречка, несмотря на постоянные аналогии с Земфирой, назвала источником вдохновения именно группу Юрия Каплана.

В своё время Юра Каплан делал всё то, чем сегодня занимаются видеоблогеры. Сначала он стал знаменит за свои пародии, потом собрал группу, написал песни, поехал на гастроли. Кроме этого он прекрасно вёл инстаграм и снимал видеоблог для ютюба: скетчи и другие юморески. Тогда как раз доминировал Мэддисон, орудовал Тесак, интервью брал Минаев, появлялся Хованский и пацаны из «Спасибо Евы». И мне казалось, что Юра Каплан скоро станет главным артистом русскоязычного мира. В нём как-то сочетались искренность и ирония, поэтому каждый мог приобщиться к песням Валентина Стрыкало с той или другой стороны. Слово «построиния» тогда знали только читатели Реддита, а мы, обычные парни из провинции, включали «Песню для девочек» в тачке и тихо получали своё guilty pleasure.

Но что-то пошло не так: Юра Каплан постепенно исчез из хайп-дискурса и вернулся к обычной жизни среднего артиста. Можно даже подумать, что ему не повезло, и он просто появился не в то время: де появись он сегодня — то ни о каком бы Лизере и Гречке речи бы не шло. Но альтернативной историей должны заниматься профессионалы жанра фантастики, а мы просто зафиксируем. Причем фиксируемое явление ведь тоже не самое реалистичное — это судьба. Стать популярным и оставаться популярным это совершенно разные пути. Одному суждено стать автором одного хита, другому — нескольких, а третьему — вдохновиться от этих хитов, оседлать время и стать героем поколения. С этой точки зрения культура похожа на какую-то пирамиду вдохновения и наследия: один человек написал песню, которая потом вдохновила десяток других. Затем один из этого десятка написал другую песню, которая потом вдохновила сотню, при этом сотня вдохновляет тысячу и навряд ли знает, кто вдохновил тот десяток перед ними. Ну и чей вклад в культуру больше?

Конечно, Лизера с Гречкой пока рано называть героями поколения. Они запросто могут так же потерять популярность, забыться, раз в 2 года ездить в тур, а потом прослыть «авторами той самой песни», стать референсами и источниками вдохновения для новых звезд, как это произошло с группой Валентин Стрыкало. Вообще, много с кем такое происходит. Да чего уж — практически с каждым. Но этот текст я пишу с каким-то особенным сожалением и ностальгической тоской, переходящими в слёзы радости. Просто до сих пор ловлю себя на мысли, что при слове «Стрыкало» в кровь поступает немного эндорфинов, глаза начинают резко искать гитару, а в памяти проплывают флешбэки из Ялты и августа неопределённого года. И вот настал день, когда вчерашняя ньюскульная группа «Валентин Стрыкало» вдруг становится влиятельной, а её наследие формирует облик новой русской музыки.

В конце концов, время всё расставит по местам и каждому раздаст необходимое количество хайпа, популярности и респекта, а мы пока будем придерживаться заповеди Венедиктова и просто наблюдать.

Автор: Артем Старостин

Другие статьи по теме:

Как артисты новой школы спекулируют на искренности

Сравнение альбомов Thrill Pill и LIZER в контексте новой школы

11 тезисов о новой школе рэпа, которые стоит прочитать и сохранить, чтобы поделиться с друзьями

Подписаться в социальных сетях: Telegram / ВКонтакте