РИЛТОК
2844 subscribers

Вы ничего не смыслите в антихайпе

545 full reads
1,3k story viewsUnique page visitors
545 read the story to the endThat's 40% of the total page views
3 minutes — average reading time
Вы ничего не смыслите в антихайпе

«Авангард — это авангард. Точка. Это и есть его голос. Его нельзя увидеть, его нельзя изучить. Исследование аутентичности — это весьма сложный процесс, потому что сама природа аутентичности отторгает её определение. Она — за пределами определений. В тот момент, когда она определяется, она перестает быть самой собой. У всех великих культурных явлений есть одна типичная история: стоит только дать им определение — как они тут же умирают. Они умирают в момент определения».

Это слова Пенни Рэмбо, английского писателя, философа и музыканта. Правда, это высказывание относится к британскому панку, который, по его словам, как раз и умер в момент определения. Но не случайно Пенни упомянул, что эта формула работает на «все великие культурные явления». Все мы так или иначе наслышаны про Антихайп и про его идейных вдохновителей — Гнойного и Замая. Это группировка рэперов-авангардистов, которые взяли на себя тяжелое бремя метаиронии и постмодерна, и которых все пытаются толковать, но никто не может понять уже несколько лет.

Вы ничего не смыслите в антихайпе

Особенности изучения

Первая проблема в процессе изучения этого феномена заключается в том, что все эти слова — «постмодерн», «метаирония» — слишком абстрактны и не дают никакой точности. Да отношение аудитории к творчеству этих нигилистов довольно разное: от бездарностей, пытающихся оправдать свои бесполезные высеры умными словами и продать побольше шмоток, — до гениев, которые ломают стереотипы, ставят под сомнение и подвергают критике культуру и русский рэп в частности. Здесь читатель-скептик может упрекнуть меня, что примерно такой же спектр мнений существует даже по поводу творчества АК-47, но их позиция и образы вполне однозначны, и здесь вопрос лишь в том, как их творчество трактуют слушатели. АК-47 можно скопировать и легко понять, вариативность может быть в том, как к этому относиться. Но я не представляю, как можно скопировать, разложить и до конца понять творчество Гнойного или Замая.

Аналогия с панком становится еще более уместной, если прочитать вот эту формулировку из того же Рэмбо: «Самоирония, нигилизм и ярко выраженное стремление к разрушению смыслов делают крайне затруднительным определение "аутентичного" в панке, а вместе с тем — изучение панка как такового». Замените слово «панк» на «Антихайп» и получите отличное предложение, которым сможете поддержать любой разговор о современной русской музыке. Но оно всё равно не даст вам понимания, так что едем дальше.

Продолжая фестиваль аналогий, нужно сказать, что сам панк появился как раз в тот момент, когда на британской эстраде стали доминировать исключительно коммерчески успешные серьезные рок-группы, утратившие свой дух протеста 60-х и превратившиеся в развлечение для среднего класса. Знакомая ситуация? Антихайп явился человечеству именно тогда, когда русский рэп находился в процессе перехода от подъездного искусства к огромной поп-индустрии. И в нём все равно оставалась родовая травма «трушности», заставляющая искать аутентичность в каждом исполнителе. И тут появляются ребята из Антихайпа, и все сразу же пытаются выяснить — насколько же они аутентичны? Они шутят? А какие они на самом деле? Но вся фишка авангарда в том, что его нельзя вписать в рамки определений и рассматривать в соответствии с какими-либо критериями. Даже если речь идет об (простите за такое частое употребление этого слова) аутентичности.

Вы ничего не смыслите в антихайпе

Аутентичность в 2019? Серьезно?

Вообще, говоря об аутентичности, говоря о подлинности и достоверности образов, давайте зададим себе простой вопрос: разве можно однозначно высказаться, например, о походе Славы КПСС на СТС? Для меня это выглядит как некий перфоманс, такая метаироническая шутка со смыслом. Эксперимент, в котором художник проверяет на прочность отторгающую его среду, а среда, в свою очередь, проверяет на прочность его. Но для кого-то появление борца за андерграунд Гнойного на федеральном телеканале означает конец Антихайпа, слитый протест, смерть идеи. Здесь просто невозможно поставить диагноз с помощью «аутентичности».

Она, во-первых, не очень уместна — человек (и особенно художник) волен менять столько образов, сколько ему угодно. И ни один из них не обязан быть подлинным. Во-вторых, искусство и перформативные жесты всегда проходят фильтр своего потребителя, и разделение аудитории на «за СТС» и «против» как раз-таки говорит о том, что здесь не всё так однозначно. Вся фишка Антихайпа в том, что у него не может быть аутентичности, она вредна для него, у него не может быть однозначности и соответствия чему-либо. Их аутентичность, их подлинность как раз и заключается в том, чтобы не быть подлинными и верными какому-то одному убеждению.

Вы ничего не смыслите в антихайпе

И еще немного про панк

Фундаментом этого жанра является критический взгляд на общество, политику и культуру в целом. Это не орущие под расстроенную гитару черноволосые парни в косухах. В первую очередь, это протест против конъюнктуры, это идеология и парадигма восприятия окружающего мира. Если бы не было хип-хопа, Гнойный с Замаем никого бы не удивили — их бы просто назвали панками и забыли.

В общем, подводя черту абстрактным размышлениям, можно смело утверждать, что Антихайп является синтезом двух наиболее скандальных субкультурных явлений за последние полвека, в последствии ставших массовыми и каноническими — панка и хип-хопа. Один был изобретён уставшими от безделья белыми, другой — угнетаемыми черными. В то же время эти жанры и субкультуры предельно похожи по своей сути идеологического протеста и критического подхода.

Однако такое сравнение тоже не до конца верно, потому что сейчас другое время и другая реальность, и описывать современные явления старыми терминами и категориями 70-80х годов прошлого века — ну, это как минимум очень тупо. Дело в том, после метафизической смерти панка и после символической смерти хип-хопа в культуре всё-равно осталось множество ностальгирующих подражателей, пытающихся играть по дохлым правилам. И как раз для них, для этого множества копий со слабыми когнитивными способностями Антихайп является синтезом панка и хип-хопа, который взрывает их мозг, вызывает шок и покушается на их стереотипное мышление.

rollingstone.com
rollingstone.com

Итого?

Но я все же предлагаю вытащить голову из пучины исторических аллегорий. Мы — свидетели Антихайпа, свидетели восхождения группировки художников, которые не готовы вписывать себя в ржавеющие границы каких-то бородатых жанров. Они нагло топчут стереотипы и убеждения, отчего массовая аудитория регулярно испытывает физическую боль по разным частям тела. Они производят искусство, которое также наследует все главные традиции современного искусства — отсутствие традиций, погружение зрителя в состояние шока и разрыв шаблонов. При этом они прекрасно осваивают капиталистические механизмы продвижения — продают треки, берут деньги за интервью и ходят на СТС. С этой точки зрения они предел мечтаний любого культурного марксиста, потому что смогли оседлать капитализм и использовать его в своих целях борьбы с системой и мракобесием.

Они будут жить, пока их не понимают. Ни Юрий Дудь, ни журнал The Flow никогда не смогут справиться с осознанием того, что они бессильны перед этим явлением. Цель Антихайпа — движение, разрушение и создание смыслов и образов, у них нет вектора и нет основы, на которой создаётся классическое искусство. Это постмодерн в его самом понятном виде — без аутентичности, без цели, без идеалов. Их подлинность в том, чтобы не быть подлинными. При этом всём они, наверное, и есть самые аутентичные и самые подлинные артисты в современной русской культуре.

_______________
Автор: Артем Старостин

Связаться по поводу текстов за деньги: starostin.media@gmail.com

Подписаться на канал в Телеграме / ВКонтакте