Пылающий мир Маргарет Кавендиш

10.02.2018

Никто не мог оспорить леди Маргарет Кавендиш в философских диспутах. Истинная аристократка Кавендиш родилась в 1623 году. Она общалась с признанными научными мыслителями и заложила основы протофеминизма, натурализма (название для науки в XVII веке) и социальной политики.

На протяжении всей своей жизни она опубликовала около 20 книг. Но помимо сборников поэзии и эссе, в 1666 году Маргарет написала один из первых образцов научной фантастики — книгу «Описание нового мира, называемый Пылающим миром».

По сюжету книги, влюбленный моряк, служащий на торговом судне, похищает женщину и вынуждает её силой присоединится к его путешествиям по морям. Однако буря отбрасывает судно далеко на север, и все мужчины гибнут. Женщина проходит через портал на Северном полюсе в новый мир, где звёзды настолько яркие, что ночь похожа на день. В этой параллельной вселенной живут разумные существа: люди-черви, люди-обезьяны, люди-рыбы, люди-птицы и люди-вши. Они говорят на одном языке, поклоняются одному богу и не знают войны. Женщина становится их императрицей, исследует чудеса природы и ставит их под сомнение с помощью науки.

Книга начинается с обращения к женщинам. «Ко всем благородным и достойным леди» и кратко рассказывает от будущем невероятном путешествии:

«Первая часть — романтическая; вторая — философская; и третья, как я могу её называть, фантастическая. И если вы получите удовольствие от её чтения, я почувствую себя счастливым создателем; если же нет — я буду довольствоваться несчастной жизнью в моём собственном мире, который я не могу назвать бедным миром, потому что бедность требует золота и драгоценностей; в этой же книге больше золота, чем когда-либо ювелиры вылили; или которое будет вылито».

Но когда Кавендиш взялась за написание этого романа, то вовсе не пыталась рассказать весёлую историю. Она интересовалась тогдашними популярными теориями в науке. В XVII веке учёные задались новыми вопросами о том, как работает мир природы. Взяли на вооружение логарифмическую линейку, телескопы и микроскопы. Исследователи анатомировали животных, интересуясь особенностями работы их организма. Они также усомнились в существовании духов и Бога. Кавендиш была очарована этим

Мыслительница «понимала, что художественная форма — отличный способ приспособить размышления и воображение. Легче для передачи мысли: движение, материализм и Пылающий мир Кавендиш», — пишет в своем эссе английский профессор Энн М. Тел. Она использовала воображаемый мир, что донести идеи о политике, высмеивать и рассуждать о научных теориях на фоне поэтического пейзажа. В литературном мире Кавендиш бесполые души могут существовать в нескольких телах и путешествовать через «колесо ветра», а человек не способен постичь Бога.

Кавендиш росла во время Гражданской войны в Англии. Её воспитали крайне необычно для женщины XVII века. Она прожила многие годы в изгнании с другими аристократами. Но после возвращения в Англию, она получила доступ в научный мир, куда большинству женщин дорога был заказана. Её муж, который также занимался натурфилософией, поддерживал интересы жены и познакомил её с Томасом Гоббсом, Робертом Бойлем и Рене Декартом.

Кавендиш признана первой женщиной-естествоиспытателем или учёным своего времени. Она также была первой женщиной, которую пригласили наблюдать за экспериментами в Лондонском королевском обществе за её вклад в натурфилософию. (К сожалению, она оставалась единственной женщиной на протяжении сотни лет: запрет продлился до 1945 года).

Несмотря на свою застенчивость и «меланхолические эпизоды», Кавендиш бросила вызов общественному мнению, сложившемуся о женщинах, и стала объектом насмешек. Она выработала собственный стиль одежды, который считали слишком откровенным и неподобающим для леди. Она не только верила в права животных, но и критиковала ценности общества, в котором жила, включая одержимость постоянным техническими прогрессом. За это она получила прозвище «Безумная Мэдж».

Но это никак не повлияло на её вклад в натурфилософию. Она писала тома и высылала их учёным-современникам без всякого стыда. В «Пылающем мире», написанном спустя 6 лет после сформирования Лондонского королевского сообщества, протагонист ставит под сомнение популярные убеждения о строении Вселенной и использует разум для изучения научных теорий. Два главных персонажа книги — две женщины, названные Императрицей и Герцогиней.

Если откинуть некоторые формулировки, «Пылающий мир» очень сильно напоминает современную научно-популярную фантастику. Императрица попадает через «портал» в другой мир, в научной фантастике его назвали бы другим измерением. Люди Пылающего мира красного и зелёного цвета. Они владеют технологиями, которые мы сейчас назвали бы инопланетными. Кавендиш писала, что «хотя у них не было никаких познаний о магнетизме или иглах, или подвесных часов», жители Пылающего мира могли измерить глубину моря на расстояния, технологии, которые были изобретены спустя 250 лет после написания книги.

Если же этого недостаточно, то Кавендиш описывает вымышленный пневматический двигатель, который перемещал инопланетные корабли с помощью, как она пишет, «втягивания воздуха и выбрасывания его с большой силой. Она описывает механику этого стимпанковского мира в подробных технических деталях. В мире Кавендиш флот судов связывают вместе в форме золотых сотов, чтобы они были способны выдержать шторм так что «ни ветер, не волны не разделят их».

Императрица, конечно, любознательная. Она нанимает людей-обезьян, людей-червей и остальных изучить, как снег формируется из воды и почему солнце создаёт тепло. Профессор интеллектуальной истории Лиха Т Сарсон указывает в своей книги «Натурфилософия Маргарет Кавендиш», что человекообезьяны — «химики, безрассудно тратящиеся время на поиски философского камня». Кавендиш одновременно критикует науку, политику и общество.

В середине истории, когда Императрице предлагают душу любого живого или мёртвого человека в качестве доверенного советника, она отвергает Платона и Аристотеля. Кавендиш иногда вставляет себя в качестве персонажа Герцогини и становится «платоническим другом » для Императрицы. Затем они учатся создавать минимиры, используя собственные мысли.

В какой-то момент история становится отчасти автобиографической: души Императрицы и вымышленной Герцогини покидают тела и путешествуют из мира Императрицы в родной мир Кавендиш. Проникнув в тело мужа Герцогини, они пытаются ему помочь в социополитических вопросах. Как только дивизии и войны появляются в сюжете, Герцогиня удивляется, что в этом мире «победа важнее человеческих жизней, а тщеславие важнее спокойствия». Возвращаясь в родной мир, императрица приспосабливает технологии Пылающего мира, чтобы победить врагов, угрожающих её стране, используя «огненные камни», который взрывают корабли, как бомбы.

В её выдуманной Вселенной она также критикует науку. Она представляет место, где женщины могут править и быть уважаемыми. Кавендиш была хорошо осведомлена об ограничениях, наложенных на её пол, и как один из первых научно-фантастических авторов и персонажей, она пытается противостоять этому. « Я не завистливая, но амбициозная, какими могут быть все представители моего пола», — пишет она.

Читатель понимает, что когда чужие убеждения приносят лихо, то можно создать собственные миры. И 350 лет спустя «Пылающий мир» всё также актуален.

Вот пролог Маргарет Кавендиш, герцогини Ньюкасл-апон-Тайн и научно-фантастического автора в 1666 году:

«Неважно, что я не могу быть Генрихом V или Чарльзом II; тем не менее, я могу стать Маргарет I: и, хотя у меня нет ни власти, ни времени, ни возможностей, чтобы стать великим завоевателем, как Александр или Цезарь; несмотря на то, что я не могу быть хозяйкой мира, потому что так решили Фортуна или Мойры, я могу создать собственный мир. И, таким образом, я полагаю и надеюсь, что ни одно существо не будет завидовать этому миру».

По-прежнему ваша благородная леди и покорный слуга, М. Ньюкасл.

Оригинальная статья: Atlas Obscura

Автор: Натали Зарелли

Дата: 16 сентября 2016