Рукам воли не давай: история гонения и принятия мастурбации

Автору анонимной брошюры «Онания», выпущенной в 1716 году, мастурбация не давала покоя. Этот «постыдный порок», «акт самоудовлетворения» настолько ужасен, что о нём не следует даже писать. Неизвестный создатель брошюры полностью разделял мнение тех, «кто полагает, что об этом никогда не следует говорить или упоминать, потому что одно лишь упоминание представляет опасность». Ведь мастурбация может привести к ужасным последствиям: гонореи, припадкам, эпилепсии, истощению, мигрени, слабоумию, болям в спине, прыщам, волдырям увеличению лимфатических узлов, тремору, головокружению, учащенному сердцебиению, расстройству мочеиспускания, «блуждающим болям» и недержанию.

Однако не только мужчины были в зоне риска. Полное название брошюры выглядело так: «Онания или Чудовищный грех самозагрязнения и его ужасные последствия (для обоих полов)». Ведь грех пролития мужского семени Онана (повлёкший за собой божественный акт возмездия) также распространялся и на женщин. «Я не придумал лучше слова, чем "самозагрязнение", которое донесло бы до читателя всю грешность этого действа». Женщинам, которые занимались мастурбацией, пророчили болезни чрева, истерию, бесплодие и дефлорацию (утрату «этого важного признака целомудрия и невинности»).

Ещё один бестселлер на аналогичную тему вышел в 1760 году — «Онанизм» Самюэля Огюста Тиссо. В нём он раскритиковал «Онанию»: «Полный бардак, все рассуждения автора являются не более чем теологическим и моральным ребячеством», но в то же время он перечислил «болезни, на которые жалуются английские пациенты». Тиссо также был убеждён, что «мастурбация способствует развитию физиологических расстройств», и приводил пример собственного медицинского случая с часовщиком, который занимался самоудовлетворением до «потери сознания» каждый день, иногда и по три раза в день.

«Человек, которого я увидел, был больше похоже на мертвеца, чем на живое существо. Истощавший, бледный и грязный, он лежал на соломе, испуская зловоние и не мог двигаться».

 Ужасы, описанные в этом памфлете, начали стремительно распространяться по Европе.

Поразительно, но до этого к мастурбации относились намного спокойнее. В древние времена на неё либо не обращали внимания, либо считали чем-то вульгарным, безвкусным или комичным. В Средневековье и в период раннего Нового времени онанизм считался греховным и неестественным, но ему не придавали столь большого значения. Так что же изменилось?

Религия и медицина объединились в мощный союз, создав новое и враждебное отношение к акту онанизма. В те времена существовало представление, что душа содержится в семени, а, следовательно, необходимо оберегать эту животворящую жидкость. Тратить её понапрасну было безнравственным и опасным поступком (тогда считалось, что у женщин тоже есть сперма). «Грех, порок и саморазрушение» были «троицей идей», которые господствовали в XVIII и XIX веках по отношению к мастурбации, утверждают историки Жан Стендже и Анна Ван Нек в книге «Мастурбация: история великого террора».

Существовали и исключения. Иногда мастурбацию критиковали по более «обоснованным» причинам. Например, в 1830-40 х годах, американские женские организации осуждали мастурбацию, но не из-за враждебности к сексу, а из соображений самоконтроля. По словам историка Эйприл Хейнс, речь шла о «сексуальном целомудрии» и «целомудренной сдержанности» (сегодня мы назвали бы это «сексуальной идентификацией»).

Книга «Простые факты для молодых и старых» Джона Харви Келлога (1877 г.) содержит гиперболизированные страшилки и громкие утверждения:

«Ни чума, ни война, ни оспа и подобные им заболевания не оказали настолько ужасных последствий, как пагубная привычка онанизма, который разрушает цивилизованные общества».

 Келлог предлагает следующие средства для борьбы с этим «недугом»: физические упражнения, купание и регулярный сон, компрессоры, спринцевание, клизмы и электротерапия. Главным же средством была диета: этот яростный противник мастурбации был одним из создателей хлопьев для завтраков, которые до сих пор носят его имя.

«Мало кто из сегодняшних поклонников «Кукурузных хлопьев Келлога» знает, что он изобрел их для борьбы с мастурбацией», — отмечает психолог Джон Мани.

Вот ещё один хороший пример. Популярность процедуры обрезания в XIX веке связывают с убежденностью тех времен, что наличие крайней плоти на головке пениса подталкивает мужчин к занятию мастурбацией. Осознанно или нет, но многие американские мужчины сталкиваются с этим телесным напоминанием, когда мастурбируют. Впрочем, сложившиеся в XVIII веке предрассудки живы и ныне. До сих пор в нашем обществе нет однозначного отношения к этому явлению. С одной стороны, социум вполне приемлет данное действие, с другой — на мастурбацию наложено определенное табу.

Каминг-аут самоудовлетворения и волна секс-опросов

Когда социолог Энтони Гидденс в своей книге «Трансформация интимности» (в русском переводе «Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах» — ред.) попытался выяснить, как современный секс стал современным, то в качестве одной из характеристик он выделил принятие мастурбации. Произошел, как Гидденс утверждает, каминг-аут (в оригинале игра слов, где coming — обозначает ощущение приближающего оргазма; coming-out —процесс открытого и добровольного признания человеком своей принадлежности к сексуальному или гендерному меньшинству, либо результат такого процесса — ред.) онанизма. В наше время «его широко рекомендуют, как главный источник сексуального удовольствия, а также активно поощряют, как способ взаимодействия между партнёрами». Мастурбация стала символом женской сексуальной свободы в книге Бетти Додсон «Освободительная мастурбация» (Liberating masturbation, 1974). Было продано свыше миллиона копий, а Додсон стала проводить тренинги для женщин по самоудовлетворению. Классическая феминистская книга «Мы и наше тело», изданная «Бостонским коллективом книги по здоровью женщин» в 1973 году, включает раздел, который называется «Учимся мастурбировать».

Многие помнят Альфреда Кинси (отец американской сексологии – ред.) и его команду в связи с чередой секс-опросов, которые обнародовали статистику гомосексуальных желаний и опытов у граждан США. Но они также занимались изучением распространённости мастурбации, которое можно назвать одним из ведущих открытий в сексуальной жизни нации у представителей обоих полов. Американский национальный опрос (2009-2010 года) показал, что 94% мужчин и 85% женщин в возрасте от 25 до 29 лет, хоть раз в жизни мастурбировали. (Все опросы показали, что процент женщин меньше). Согласно результатам опроса Национальной службы сексуального здоровья и поведения США, опубликованным в 2012 году, 92 % гетеросексуальных мужчин и 100 % гомосексуальных мужчин занимаются этим.

Гамбургская исследовательская группа опросила несколько поколений немецких студентов об их привычке мастурбировать, чтобы отследить изменения с 1966 по 1996 год. Результаты были опубликованы в 2003 году. Достигали ли они оргазма? Были ли сексуально удовлетворены? Было ли им приятно? Другие исследователи связывались с американскими женщинами через Craigslist и просили рассказать об их опыте самоудовлетворения, включая стимуляцию клитора и вагинальное проникновение. Есть более старое исследование сексуального возбуждения 1977 года, в котором студентам психологического факультета Коннектикутского университета показывали фильмы о мастурбации и просили описать свои «генитальные ощущения» во время просмотра. Эрекция? Эякуляция? Ощущение в груди? Выделение вагинальной смазки? Оргазм? А также доктора описали неудачные эксперименты своих пациентов: «Травмы от мастурбации в результате интрауретрального введения спагетти» (1986), «Повреждение пениса во время мастурбации с использованием железной трубы» (2013) с иллюстрациями.

Исследования мастурбации не всегда имели жизненно важное значение. Например, Кинси его команда хотели измерить максимальное расстояние, которое сперма способна преодолеть при эякуляции. Биограф Кинси Джонатан Гаторн-Харди рассказывает об очередях мужчин в Гринвич Вилладж, готовых за 3 доллара дать заснять свой процесс семяизвержения. Уильям Мастерс и Вирджиниа Джонс записали и измерили физиологическую реакцию организма во время сексуального возбуждения, используя инновационные технологии, включая миниатюрную камеру, помещенную в пластиковый фаллос. Их книга «Сексуальные реакции человека» включает в себя материалы исследования более 10 000 оргазмов от почти 7000 добровольцев. В список лабораторных исследований входили половые акты, стимуляция, мастурбация руками и с использованием прозрачного фаллоса. Научные журналы занимались такими исследованиями, как «Оргазм у женщины в лаборатории: количественные исследования продолжительности, интенсивности, интервалов и вагинального кровотока» (1985).

Мастурбации нашлось место и в терапии «в качестве средства достижения сексуального здоровья», как выразилась в своей статье директор программы по исследования человеческой сексуальности медицинского факультета Миннесотского университета Эли Коулман. В 1977 году «Журнала клинической психологии и психологической консультации» опубликовал исследование, в котором рассказывалось о способах достижениях оргазма через мастурбацию при использовании дилдо, вибратора и «органических овощей». Затем была «Большая книга о мастурбации» (2003) и сотни книг о самопомощи (каламбур прилагается), среди последних наиболее успешны «Мастурбация, как средство для потери веса» и «Женский гид».


Самоудовлетворение проявило себя и в литературе, к примеру, в романе Филиппа Рота «Случай Портного» (1969). Но есть и более современные произведения, такие как шокирующий рассказ Чака Паланика «Кишки» (2004). Аутоэротизм (и его следы) прослеживаются в художественном самовыражении: Джордан МакКензи использует сперму в сочетании с древесным углём на своих полотнах, а Марина Абрамович повторила перформанс Вито Аккончи (В перформансе «Seedbed» (январь 1972), Аккончи лежал, спрятанный под пандусом, установленным в Sonnabend Gallery, и мастурбировал, озвучивая в громкоговоритель свои фантазии о посетителях, которые ходили над ним по пандусу — ред.) «Seedbed» в 2005 в Гуггенхейме, мастурбируя под деревянным настилом, по которому ходили посетители, или другое её арт-видео «Балканский Эротический Эпос» в том же году.

На телевидении и в кино мастурбация также распространена. В «Мастурбации в поп-культуре» Лоурен Роузварн собрано свыше 600 сцен на эту тему. Одна из моих любимых — из фильма «Раскрепощение» (1994), где главный герой пытается мастурбировать в ванной, пока собака, видимо удивленная этим поведением, скребётся и скулит под дверью. Также в одном из эпизодов сериала «Сайнфелд» под названием «Конкурс», где слово на букву «м» никогда не используется, мать Джорджа говорит своему взрослому сыну, что «он обращается со своим телом так, будто это парк развлечений».

Есть достаточно свидетельств того, что кинокритик Грег Так в 2009 году назвал, «мастурбационным мейнстримом»: «Мы живём в настоящем обществе самоудовлетворения, как на метафорическом, так и на материальном уровне». Существуют политически осознанные сайты о мастурбации. Есть также «Мастурбационный зал славы» (спонсируемый франшизой по производству секс-игрушек «Good Vibrations»). Существуют марафоны по мастурбации, дроч-клубы и партии онанистов.

Обратная сторона удовольствия

Однако, было бы ошибкой говорить о мастурбации в формате между резким осуждением в прошлом и современным её принятием. Некоторые традиции до сих пор живы. Аутоэротизм, возможно, сейчас и в мейнстриме, но это не означает, что до конца одобрен. Философ Алан Собль в книге «Сексуальные исследования» заявляет, что люди готовы хвастаться своими сексуальными похождениями и изменами, но не всегда рады говорить о мастурбации. В 2013 году Энн-Фрэнсис Уотсон и Алан МакКи проводили исследование с участием 14-тилетних и 16-тилетних австралийцев. Они обнаружили, что не только их рецензентам, но их родителям и учителям намного комфортнее обсуждать любое другое сексуальное явление. Мастурбация«всё еще рассматривается как нечто постыдное и проблематичное», говорится в «Энциклопедии о подростках» (2011). В одном из исследований, студенты западных американских университетов были опрошены по следующим параметрам: сексуальная ориентация, опыт в анальном и вагинальном сексе, пользуются ли они презервативами и занимаются ли мастурбацией, которая была последним вопросом в этом списке. 28% опрошенных «отказались отвечать на вопрос, касающийся мастурбации». Так что, в некоторой степени, на тему онанизм до сих пор наложено табу.

Мастурбацию часто используют в контексте насмешки. Роузворн, которая настойчиво пересмотрела 600 сцен с мастурбацией в фильмах и на ТВ, полагает, что мужскую мастурбацию часто воспринимают негативно (женскую, как правило, в эротическом характере). Исследование Уотсон и МакКи показали, что юные австралийцы относились к мастурбации, как к нормальному процессу, пока не услышали о ней «негативные и неоднозначные заявления».

Вера в то, что онанизм несёт вред, также базируется на связи его с сексуальной зависимостью и чрезмерным увлечением порнографией в интернете. Она также входит в число симптомов гиперсексуального расстройства, недавно занявшего своё место в учебниках по медицине. То, что в одной секс-среде будет считаться положительным явлением, в другой может рассматриваться как патология. Исследование 2012 года выявило, что у 152 пациентов, страдающих гиперсексуальным расстройством в клиниках Калифорнии, Нью-Мексико, Пенсильвании, Техаса и Юты, характерными симптомами являются одержимость порнографией (81%) и мастурбацией (78%). Приложение к Энциклопедии Нового Католичества о мастурбации (2012-13) пространно рассуждает на этот счёт: «Доступность порнографии в интернете увеличила случаи занятия мастурбацией настолько, что это может превратиться в эпидемию».

Онанист часто воспринимается как потребитель порнографии с сексуальной зависимостью, порабощенный мастурбацией. Социолог Стив Гарлик полагает, что негативное отношение к мастурбации было внушено для того, чтобы «тайно распространить мысли о порнографии». Порнография стала синонимом мастурбации. Примечательно, что когда новозеландский политик Шейн Джонс был уличен в использовании кредитной карточки члена правительства для просмотра порнографических фильмов, это вызвало бурю возмущений и попало на первые страницы всех национальных газет, а также породило шутки про «дело рук твоих» и отказ рукопожатия на утренних встречах. Можно предположить, что было бы намного лучше, если бы он растратил средства на проституток.

Не существует и единого консенсуса относительно полезности мастурбации. Несмотря на то, что её продолжают использовать в терапии, некоторые врачи сомневаются в её полезности и необходимости.

«Для меня остаётся загадкой, каким образом разговорная психотерапия неожиданно начала использовать методику массажных салонов, включая вибраторы, зеркала, суррогаты, а сейчас даже морковь и огурцы», — возмущался один из психологов в 70-х годах.

Он был озадачен вопросами взаимодействия пациента в погоне за сексуальным удовольствием, «который игнорирует более глубокие психологические последствия таких процедур». Критики полагают, что если рассматривать мастурбацию с точки зрения эффективности, то она больше формирует сексуальный эгоизм, чем создает истоки для сексуального сопереживания и обмена с партнёром. «Как это ни парадоксально, аргументы против мастурбации в американском обществе, изначально основанные на религии, теперь могут возродиться в качестве гуманистических», написал «Журнал сексуальной и супружеской терапии» в 1995 году. Упрощенно, но в целом верно: людей по-прежнему беспокоит уединённость одиночного секса.

Левая рука не знает, что делает правая

Почему же то, что японцы называют «игра с самим собой», стало такой спорной темой в контексте сексуальности? Возможно, это связано с той неконтролируемостью мастурбации. Это извращенно непроизводительный, кровосмесительный, прелюбодейственный, гомосексуальный секс с «любым мужчиной, женщиной или существом, которого я захочу», как говорит Собль. Как никогда проницательно на этот счёт высказался автор книги «Секс в одиночку» и историк Томас Лакер:

«Мастурбация — это часть человеческой сексуальной жизни, где потенциальное удовольствие без ограничений сталкивается с социальной сдержанностью».

Так почему же мастурбация стала такой проблемой? Как полагает Лакер, это началось с развитием Европы в XVIII веке, с культурным полётом воображения в искусстве, предполагаемым неограниченным будущим торговли, с печатной культуры, сыгравшую огромную роль для индивидуального чтения, особенно романов, и с демократических ингредиентов, присутствующих в этой трансформации.

Те атрибуты, за которые осуждали мастурбацию — одиночество, неуправляемое желание, безграничное воображение и доступное для каждого удовольствие — были сродни Дьяволу для буржуазного общества.

В наше время чаши весов склонились в пользу собственного удовлетворения. Признание личной независимости, сексуальной свободы и сексуального потребления, вместе с повсеместным акцентированием на вреде аддикций и доступностью интернета— это то, в чём нуждается наш демон. Страхи перед безудержной фантазией и бесконечными потаканиями своим желаниям никуда не делись. Возмущения «Онании» отсутствием сдержанности в одиночном сексе, в конце концов, не так уж сильно отличается от сегодняшнего страха перед безграничным, необузданным, неутолимым удовольствием внутри каждого из нас.

Оригинальная статья: Aeon

Автор: Барри Рэй

Перевод: Александр Лоскутов

Редактор: Тамара Беркович

Основной канал