Стеклянные витражи - одно из главных украшений дореволюционных доходных домов Санкт-Петербурга. На город приходится более половины всех произведений витражного искусства страны.
В конце XIX века в стране начался строительный бум, без остановки возводились на улицах города доходные дома, важной частью которых стали парадные с лифтами с узорными решетками, фонарями у подножия лестницы, каминами с цветными изразцами и красочными витражами в окнах.
Витражи были главным украшением парадной; они были геометрической формы, узорчатые, с росписью, в форме человеческих лиц и животных. Благодаря цветному декоративному стеклу, вставленному прямо в оконную раму, атмосфера в парадной оставалась яркой и солнечной даже в пасмурный день.
В 1990-е были предприняты попытки посчитать количество существующих в Петербурге витражей. По опубликованным данным было насчитано от 300 до 600 зданий в городе в конце ХХ века, которые имели витражи. Витражных окон было больше в разы, потому что в доходных домах разноцветные стекла украшали окна на каждом этаже парадной.
Сегодня состояние дореволюционных ярких витражей удручает. Если прогуляться по историческим парадным, чаще всего можно встретить такую картину: витражи сохранились в целости только в верхней части окон, «глухой фрамуги», которая, по обыкновению, не открывается.
Целых окон с витражами осталось катастрофически мало: например, на всем Васильевском острове сохранилось лишь два полноценных витража, одно в церкви на Смоленском кладбище, второе – в особняке П.Я. Бекеля, занимаемым научным институтом.
Причин утраченной исторической красоты несколько: вандализм, обычное человеческое равнодушие, попытки осовременить здания и минимизировать "лишние нагромождения" капитальным ремонтом, а где-то наоборот, отсутствие ремонтных работ на протяжении столетий.
«С витражами, как все было 30 лет назад, когда я пришел в градозащиту, так и есть. Кто-то их демонтирует, кто-то их разрушает, и все это остается безнаказанным. Это наиболее беззащитная часть наследия городского, как мне кажется», - считает заместитель председателя Совета Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК, Сергей Васильев.
Некоторые витражи считаются аварийными из-за разбитых стекол и свисающих над головами прохожих осколков. Большую часть красочных стёкол с необыкновенными рисунками уже невозможно восстановить.
Реставрация витражей - дело дорогое и долгое. Художникам приходится с точностью повторять иконографию, подбирать остекление, цвета, технику, а для этого необходимо провести кропотливую работу над восстановлением исторического облика витража. Обычно управление дома не желает заниматься подобными вещами, предпочитая вместо головоломки и вложения огромных денег поставить вместо витражей пластиковые окна.
Иногда жители домов сами реставрируют витражи, чтобы сохранить в парадной своего дома настроение, которое создают витражи. Например, жители дома барона Фитингофа на Мойке, 100 вместе с художниками и студентами Академии Штиглица отреставрировали парадную, расписали медальоны, повесили стилизованную люстру и восстановили витраж.
В прошлом году инициативная группа создала проект "Витражи Петербурга: инвентаризация 2020". Среди целей и задач проекта значится обследовать исторический массив города, произвести полный учет существующих витражей, узнать, какие объекты нуждаются в срочной реставрации и заявить об этом в КГИОП Петербурга.
Витражное искусство - одно из самых ярких течений в декоративном искусстве России 19-20 века. Витражи помогают зданиям Петербурга сохранять идентичность и историю, передавать атмосферу тепла и уюта в самый холодный и пасмурный день. Хочется верить, что историческое наследие Петербурга не исчезнет бесследно, а жители города не потеряют уникальность старинных парадных.
#витражи #петербургские витражи #витражное стекло #исторические здания #архитектура петербурга #историческое наследие #история петербурга #санкт-петербург #здания и сооружения #архитектура и дизайн