Алхимия античного распутства

Или еще раз о возбуждающих средствах

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!

Уже на протяжении нескольких сюжетов, которые были размещены на нашем канале, мы показывали, насколько важно было для греков эпохи «классической античности» сладострастие как таковое, а наслаждение выводилось по ту сторону как этики и норм поведения, равно как и эстетики, то есть понимания прекрасного. Стремление к превалированию животного начала приводило к тому, что в Греции развивалась разновидность половой магии. О всякого рода интимных обрядах и интимной магии поговорим как-нибудь отдельно. А пока остановимся на привычной для всех любителей интимных ощущений теме афродизиаков. Принимая во внимание, что городские жители Эллады тяготели не столько к девицам, сколько к девице-подобным юношам, то у престарелых представителей подобного рода развлечений рано и поздно возникал вопрос относительно сохранения возможностей «мужской силы». Пожалуй, одним из первых упоминаний подобной практики в истории человечества является отрывок из трагедии Еврепида, в которой колдунья (по другой версии волшебница) Медея берется помочь немощному Эгею. Что показательно, хотя Еврипид и превозносил гомосексуальные наклонности, Медея была готова помочь старику вовсе не ради подобных утех а ради того, чтобы у того могло быть потомство. Тут, как ни крутите, речь идет о традиционных половых отношениях.

В иных местах упоминается чудодейственное средство, позволяющее часто и продолжительно предаваться любовных утехам, которое именуется сатирион. В данном случае название средства происходит не от слова сатира, от общего названия похотливых сатиров, что любили преследовать не слишком-то сопротивлявшихся нимф. Впрочем, данное средство можно отнести к разряду мифологических, почти сказочных – даже не совсем понятно из чего его готовили. К более традиционным «микстурам» принадлежит истолченный перец с семенами крапивы, а также застоявшееся вино, смешанное с т.н. постеницей. Впрочем, многие античные авторы небезосновательно полагали, что подобные «лекарства» имели массу побочных эффектов и могли загнать счастливца на пике удовольствия в могилу (ситуация вполне реальная и история знает множество подобных примеров). Овидий рекомендовал в качестве проверенного средства правильное питание, но неужели греки будут прибегать к подобной «глупости»?

Некоторые из «возбуждающих» средств становились объектом осмеяния со стороны античных комедиографов, которые вообще были склонны ерничать по поводу интима и интимных проблем. Например, Аристофан не скрывал свой язвительной иронии по поводу лука, которые некоторые считали «сексуальным средством». Ему вторили и другие, хотя представления античных эллинов о луке были весьма специфические. Например, в одном трактате говорилось, что он якобы усиливает половое влечение, но ослабляет зрение. Вообще мнимая взаимосвязь между сексом и слепотой можно обнаружить во многие эпохи и у разных народов, иногда даже без упоминания лука (мы так и знали что лук здесь не причем!)

У того же Аристофана упоминаются сугубо волшебные средства, к числу которых кроме всякого рода снадобий относился визит к оракулу в Оропе. В характерной для него манере комедиограф высмеивает визит молодой жены и супруга-старика. Вообще в данном случае была очевидная ироничная подоплека. Аристофан, как известно, весьма презрительно относился к гомосексуалистам и высмеивал их, как мог (и это не противоречило античной эстетике). В данном случае, как бы следовал намек, что не осталось нормальных мужчин, а потому девицы должны выходить замуж за стариков, хранителей истинных ценностей, которые не предались моде «восхищаться молодыми мальчиками». Впрочем, развращенность, как принцип возвращения «мужской силы» проявлялась иногда в весьма нелепых формах. Например, один из врачей рекомендовал «пациенту» обложиться молодыми телами обоих полов и читать тогдашнюю порнографию («книги, которые будят сладострастие») – в итоге получалось, что сладострастие было ради сладострастия, а диета подождет. Вот такая история! Лучше бы греки сохранили описание волшебных средств – есть подозрение, что от них могло бы быть больше пользы! Живите без лекарств, но не забывайте читать наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко