Полвека дореволюционной моды -1876

Проект историка Андрея Васильченко. Дореволюционная мода год за годом в цитатах и иллюстрациях.

Пока «русский свет», а именно изобретенная Яблочковым «электрическая свеча» завоевывала мир, заменив, например, в модном парижском магазине «Лувр» сразу же 200 газовых рожков, в России была впервые обозначена мода на другой яркий цвет. В декабре в Петербурге проходят сразу же две политические демонстрации, на которых впервые было использовано красное знамя. С этого момента сей революционный символ становится знакомым всё большему количеству наших соотечественников.

В моде тоже происходят радикальные изменения. После многих лет господства черные бархатные юбки были признаны вульгарными. Дамы и барышни отдают предпочтение туникам типа «принцесса», а также нарядам «полонез». Все они легко меняются и сочетаются фактически с чем угодно. Возможность быстро трансформировать наряд ценится очень высоко. Популярными становятся новые ткани: бумажное дамассе, гофре, альпага, крепон, пике и перкаль.

По прошествии мая модницы стали рассматривать свадебные наряды. Один из модных журналов сообщал: «Туалеты приближенных невесты и дружек, которые мы, за недостатком места, не могли описать в последнем номере, делаются, смотря по характеру и блеску свадьбы, так пестро и великолепно, насколько позволяют вкус и средства. Из бархата и тяжелых шолковых Maiepin, с уборкой из кружева и бахромы, делаются туалеты для женщин немолодых; молодежь же нредпочитает туалеты из белой кнсен и цветпаго лино, закрытые до горла сверх вырезного лифчика, или, для блестящих свадеб, открытия шёлковые платья, покрытия или отделанные тюлем, креном и газом. Воздушные бальные платья исключаются, если торжество заканчивается обедом. От долгого сидения тарлатановые туалеты мнутся и теряют всю прелесть безукоризненной свежести».

Однако наступившая осень внесла свои коррективы. Модные журналы сообщали: «Платья с вырезным воротом начинают выходить из моды. Вечерние туалеты делаются еще только с четыреугольными вырезами, что вполне понятно: такие платья занимают середину между бальными закрытыми туалетами; но костюмы для гулянья и простые платья делаются все без исключения закрытыми. Ворот платья продолжают обшивать тюлевым рюшем, но все-таки предпочитают парюры из тонкрго полотна или батиста, а для элегантных туалетов креповое плиссе. Почти всегда довольно короткие рукава, каше носили весь нынешний летний сезон, обшиваются плиссе из крепа-лисс, на которое ниспадают кружево и бахрома, которыми убраны рукава. Говорят, что зимой будут в моде совершенно обтянутые рукава, застегнутые у кисти руки на пуговицы, с откинутыми назад манжетками-реверами из полотна или кружева».