Полвека дореволюционной моды-1881 год

08.01.2018

В последний день новогодних каникул, дорогой читатель, мы дарим тебе очередной выпуск проекта историка Андрея Васильченко «Полвека дореволюционной» моды. Узнай, чем жили модницы полтора века назад!

Несмотря на то, что 1881 году была масса событий, в российской истории он навсегда останется как год убийства императора Александра Второго. После нескольких лет «охоты» за царем террористическая организация «Народная Воля» все-таки подготовила успешное покушение. Российское общество пребывало в глубочайшем шоке. В те дни в журнале «Новый русский базар» были опубликованы такие строки: «Рука дрожит, сердце цепенеет, а ум мутится от невыразимого ужаса, при известии о том страшном неслыханном злодействе, следствием которого была мученическая кончина нашего дорогого, Великого Государя». В течение нескольких месяцев российские модные журналы публикуют платья откровенно траурного вида.

Воцарение Александра Третьего, взявшего предельно консервативный курс, отразилось и на моде. Вновь возвращается спрос на сдержанность. Один из модных журналов сообщал: «Мода - это магическое слово, кружащее голову легкомысленных женщин, вовлекающее в расходы самых благоразумных и не редко бывающее причиной разорения и гибели, казалось бы должно быть ненавистно: ничуть не бывало!... Оно всеми излюблено, оно владычествует над миром и все перед ним преклоняются. Не нам, конечно, восставать против него, но мы можем сказать благоразумным женщинам: следуйте за модой, но только издали; избегайте всяких эксцентричностей, не надевайте на себя чудовищных шляп; простота в моде—вот истинное щегольство, истинный отпечаток приличной женщины».

Если же разбирать тенденции по временам года, то начало сезона ознаменовалось вниманием к юбками. Журналы замечали: «Покрой юбки всегда определяет вернее всего, насколько костюм моден или немоден. В настоящее время господствует короткая юбка, и даже в платье с трэном она заметна; потому что, подобно короткой юбке, и платье с трэном очень узко и спереди очень коротко, а трэн производить впечатлите очень узкого, длинного придворного трэна; последний большею частою, богато гарнирован или делается из очень тяжелой материи, и в таком случае рознящейся от переда».

Весна в России прошла под знаком высочайшего траура. Журналы писали по этому поводу: «Хотя мода и не имеет такого решительного влияния на траур, как вообще на обыденные туалеты, но она все-таки, принимается в соображение при заказах на траур. Было бы, конечно, бестактно перенести на траурный туалет разные эксцентричности элегантного туалета; черный цвет не смягчил бы их. Величайшая простота в форме и отделке и матовый оттенок черной материи отличают его от обычного черного выезд наго платья. Здесь излишество менее чем где-либо уместно, равно слишком пунктуальное подразделение его; незаметный переход от одной степени к другой—единственная верная мера, и врожденный такт и чувство в этом случае лучшие советники, чем разные общепринятая правила. Вообще, приняты для глубокого траура матовые шерстяные материи, английский простой пли двойной креп».

Прошло несколько месяцев и отечественные модные журналы констатировали: «Лето вступило в своп права. Холодный весенний ветер заменился грозами, проливными дождями и на городских улицах заметно меньше движения. Большинство жителей уже переселилось: одни в деревни или на дачи, другие поехали путешествовать. Сообразно погоде, изменились и туалеты. Суконные, тяжелые платья, заменяются легкими; драповые и бархатные длинные пальто—более легкими, короткими пардессю и ватер-пруфами. Преобладающими цветами на данный сезон будут, конечно, по случаю повсеместного в России траура, черный, белый, но дозволяются у себя дома серый, лиловой и scabieuse. Материи же па платья берутся самые разнообразные »

И модных новинок журналы отмечали: «Кружева входят все более и более в моду; они служат для самой разнообразной отделки платьев, летних накидок, принадлежностей дамского туалета. Очень красивы шляпы совершенно покрытия кружевом или, что еще моднее, черною испанскою блондою».