Полвека дореволюционной моды-1883 год

18.01.2018

В указанное время император Александр III, уже два года находившийся на престоле, устраивает официальную коронацию. В Москве по этому случаю проходят торжества, а известный своими выдумками антрепренер Лесовский организует аллегорическое шествие. Несколько месяцев спустя он же поставит феерию «Путешествие на Луну» с балетными превращениями, извержениями вулкана, полетами и роскошной обстановкой. Фантастическое представление обходится в не менее фантастическую по тем временам сумму – 50 тысяч рублей. Тем временем в Москве открывается Российский исторический музей, а также завершается строительство Храма Христа Спасителя. Москва живет необычайно активной жизнью – в городе появляется «Русское гимнастическое общество», одним из учредителей которого является А.П. Чехов

В российской же моде устанавливаются новые законы – модный сезон перенесен на промежуток времени от Нового года до Великого поста. Именно в эти месяцы происходят балы и маскарады, разгар торжеств приходится на Масленицу. Носить брильянты внезапно становится дурным вкусом, на танцевальных вечерах их пытаются заменять цветами. В повседневных нарядах господствуют гладкие юбки из тяжелых материй – бархат или плюш. В то же самое время на костюмах для прогулок превалирует сутанная вышивка и кордельеры, но на вечерних платьях их появление воспринимается как безвкусица.

Если говорить о временах года, то зима, было временам не только развлечения, но и подготовки к свадьбам. Журналы того года сообщали: «Подвенечные туалеты, как мы уже сообщали в заметках прошлого года, делаются не только с длинным трэном, но также с короткой юбкой. Подвенечное платье короткого фасона не может, конечно, производить такого эффекта и фурора, как туалет с длинным трэном, и кроме того, неудобно еще и в том отношении, что влечет за собой большие расходы, так как должно быть безусловно сделано из какой-нибудь тяжелой и дорогой материи; длинный подвенечный туалет этих условий не требует; он одинаково красив, как из дешевой, так и из более дорогой ткани. Для венчальных нарядов существуете теперь такая масса разнообразных и чрезвычайно эффектных матерей, что в выборе их не может быть больших затруднений».

Однако к концу зимы тема балов все-таки возобладала: «Придворные и другие балы и рауты, даваемые в последнее время в высшем аристократическом обществе затмили собою все, что только могла придумать самая причудливая фантазия по части моды. Роскошные залы, залитые подавляющею массой огней, необычайно изящные туалеты из дорогих модных материй, неподражаемый блеске драгоценных каменьев, аромате духов и, наконец, множество всевозможных цветов и разных тропических растений в состоянии произвести чарующее впечатление даже и на самого равнодушного человека. Современная мода с её богатыми пестрыми материями, затканными цветами и букетами из бархата, серебра и золота, широкое кружево, зашитое жемчугом и стеклярусом, такая же бахрома из синели, пестрого шелка и цветов, множество лент, посаженных на платье в виде петель и кокетливых бантиков и, наконец, фасоны и напудренные прически во вкусе Людовика XIV немало способствуют общему прелестному ансамблю. Первое место среди новых тканей занимают теперь: плюш, блестящий сатин, затканный крупными букетами и цветами и шелковый газе с золотыми и серебряными узорами. Редкое платье делают теперь из одной материи: даже костюме из сатина с выпуклыми бархатными цветами встречается без всякой другой материи только на туалетах пожилых дам».

С наступлениеv весны темы для публикаций изменились. Журналы писали: «С наступлением весеннего и летнего сезона в продаже начинают появляться разные модные новости, отличающиеся в нынешнем году пестротою цветов и чрезвычайно изящным выбором рисунков. Нужно быть поэтом или художником, чтобы суметь описать чудные оттенки всех модных материи с их фантастическими и подчас оригинальными узорами, напоминающими нам блестящую эпоху царствования Людовика XIV и роскошной, изобретательной и причудливой маркизы Помпадур… Скажем несколько слов о современных городских нарядах и ватер-пруве, этой необходимой принадлежности: дамского наряда. Ватер-прувы отличаются большой простотой, делаются чрезвычайно длинных размеров, почти совсем свободным покроем с гладкой спинкой и двубортным передом».

Летом журналы не столько советовали, сколько возмущались: «Трудно себе представить, что сделалось с модой в настоящее время! Она, по-видимому, совсем забыла об эстетике и о всем том, что считается изящным, красивым и эффектным, и превратила наших дам в каких-то амазонок: большая круглая шляпа с густыми страусовыми перьями, обрамляющими всё поля её, длинные шведские перчатки, идущие до локтя и надётые поверх рукава и, наконец, знаменитое пальто (Redingote) с его широкой юбкой и узенькой, перетянутой в рюмочку, талией, придайте дамам какой-то воинственный и далеко неэффектный вид. Для пополнения общей картины не достает одного только хлыстика и тогда вышел бы не модный костюм, а просто наряд для верховой езды».