Скользкая античная лирика

Или почему детям лучше не читать греческих поэтов?

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!

Сразу же оговоримся, что подзаголовок подразумевает вовсе не всех греческих поэтов вместе взятых. Например, чтение Гомера и Гесиода мы полагаем в высшей мере достойным занятием. Однако, как мы отмечали в некоторых наших материалах, в определенный момент греческая культура стала двигаться по «гомосексуальной наклонной», что в итоге стало подаваться как само собой разумеющееся явление. Хотя подобное было присуще только городам и на практике же не имело никакого отношения к действительной античной эстетике. Подобное, с позволения сказать, начинание можно вывести от поэта, которого звали Феогнид. Его наследие не слишком велико и не превышает полторы тысячи строк, однако последние две сотни из них посвящены как раз влечению к юношам. Коварство заключается в том, что сугубо интимные мотивы были завуалированы под дидактические устремления, мол, милый юноша, я помогу тебе стать истинным аристократом. В итоге именно эти строки использовались в греческих городах в качестве учебного пособия, как вы подразумеваете, это в определенный момент принесло свои «плоды». По нынешнему законодательству так и это вовсе тянуло на «пропаганду гомосексуализма».

Далее мы хотели бы обратить внимание не некоторых странных персонажей, которые во многом стали «жертвами моды». Например, Архилох Пароский, который в порыве любви к красавице сообщает ей, что у него есть влечение к юношам. Признание, по меньшей мере, странное. Ну, если только он не лукавил и планировал, что красавица Ниобула пожалеет его, а так уже рукой подать до прочих радостей жизни. Приблизительно то же самое мы можем наблюдать в случае с Анакреонтом Теосским, который даже в глубокой старости любил окружать себе молодыми девицами и большими кувшинами с вином. Но с другой стороны с его поэзии не раз и не два встречаются гомосексуальные мотивы. Хотя если учесть, что поначалу его «продюсировал» небезызвестный античный голубой лирик по имени Ивик, то это можно принять за тактическую уловку. Это нечто сродни положению на нашей эстраде, где в «мужской части» быть приверженцем традиционной сексуальной ориентации «малоперспективно». Странно, что в поэзии Анакреонт обращается за помощью к Дионису – сие активно выпивающее божество всегда было по части девиц, причем не абы каких, а только красивых.

Да простят нас читатели за не слишком оригинальный каламбур, но когда греческие родители называли своего ребенка Пиндар, то отечественному читателю будет слышаться (пусть невольно) нечто иное. Но подобные аллюзии оказались совершенно неслучайными. Пиндар был известен тем, что брал классические легенды и мифы и перекраивал их на гомосексуальный манер. Надо отметить, что многие архаичные мифы были мрачными, почти «фильмами ужасов». Например, сюжет о том, как Тантал убил своего сына и хотел его мясом накормить Олимпийских богов. Конечно же, подобная мракатуха «оскорбляла» гейский вкус Пиндара и он предложил новый вариант легенды. Посейдон влюбился в указного юношу и похитил его. Не знаю, как вам, а мне кажется, что шутки с богами плохи! И подозрение не случайное – Пиндар умер, когда хотел совратить какого-то юношу. Хотя и из этого можно было бы выкроить «лирический» сюжет.

Путешествие по сомнительной античной лирике мы закончим на фигуре Феокрита. Тот подобно многим «фантазерам» подарил миру свои измышления на тему античных героев. Да и еще десяток гомосексуальных элегий. Это тот самый поэт, что вознамерился «сделать» гомосексуалистом легендарного Ахилла, хотя в оригинале у Гомера всё с точностью до наоборот. Тут комментарии, как говорится, излишни - гомосексуальная тусовка тем и отличается, что любит зачислять в ряды «своих» известных и исторических личностей. Хотя в Греции далеко не все относились с понимаем к подобным увлечениям (о чем мы говорили и будем повторять). С одной стороны, мы видим язвительные насмешки античных комедиографов - античная комедия сама по себе возникла как сугубо «гомофобское» явление. С другой стороны есть народная поэзия, которая тоже отличается весьма язвительными, почти анекдотическими выпадами в сторону «нежных лириков». Например, в одном из стихотворений говорится о том, что один гомосексуалист настолько утомил своими взываниями к Эроту, что тот решил избавиться от молящего. Когда юноша купался в бассейне, на него свалилась тяжелая статуя Эрота. Вот такая история! Поэтому когда вы слышите об античной эстетике, то остерегайтесь подделок! Искренне Ваш Андрей Васильченко