110 subscribers

Фильм "Библиотека Паскаля" (2010): несколько лет из жизни молодой женщины Моны

Кадр из фильма "Библиотека Паскаля" (2010)
Кадр из фильма "Библиотека Паскаля" (2010)

Сегодня я поделюсь впечатлениями от фильма "Библиотека Паскаля" ("Bibliothèque Pascal"), режиссёр Саболч Хайду.

Жанр: фэнтези, драма.

Год:  2010.

Страна: Германия, Венгрия, Великобритания, Румыния.

Что мне понравилось: Запоминающаяся главная героиня. Интересные фразы. Яркие эпизоды.

Что не понравилось: Некоторые эпизоды неправдоподобны и непонятно зачем вставлены в фильм.  Непонятные моменты. Тема литературных героинь раскрыта не так, как я ожидала из аннотации и вообще недостаточно детально.

Подробнее о фильме и впечатлениях: Фильм показывает два временных периода. Первый (короткий) — в начале и конце фильма, второй (длинный, предположительно несколько лет)— в основной части фильма. В начале и конце фильма героиня по имени Мона хочет, чтобы ей вернули родительские права, и рассказывает свою историю социальному работнику. У неё их отобрали, потому что она некоторое время работала в другой стране проституткой, а дочь жила у тёти, к которой у органов опеки тоже есть претензии, но по другим причинам.

В своём рассказе Мона пытается оправдаться и убедить, что её похитили и заставили это делать насильно, а сейчас всё это в прошлом. Но её жизненная история настолько неправдоподобна, что социальный работник рекомендует ей изложить на бумаге вымышленную историю попроще, с чем Мона соглашается. Вернут ей дочь или нет — об этом Вы узнаете из фильма, а сейчас вернёмся к самой истории Моны.

Кадр из фильма "Библиотека Паскаля" (2010)
Кадр из фильма "Библиотека Паскаля" (2010)

Она потеряла хорошую работу из-за компрометирующего эпизода, о котором напишу позднее. Затем с ней познакомился беглый преступник и заставил его спрятать, угрожая пистолетом, но в итоге между ними возникла любовь. Преступника вскоре убили при задержании, а Мона стала матерью-одиночкой. Преступление этого парня заключалось в том, что он увидел целующихся геев, почувствовал отвращение и избил одного из них, отчего этот гей потом умер в больнице.

Когда Мона воспитывает дочь одна, то зарабатывает показом кукольным спектаклей на улице. Сами этот спектакли очень интересны, она рассказывает сказки, но вплетает в них сцены из своей реальной жизни, переделанные в сказочном ключе. Но больше всего меня позабавила фраза про "27 каштановых волосинок" у девочки из сказки!

Потом объявился отец героини (бросивший мать Моны), сказал, что у него опухоль мозга и попросил сопроводить его на лечение в Германии (поэтому ей и пришлось оставить дочь у тёти, чтобы поехать с ним). Но на самом деле он сам сдал дочь людям, которые насильно заставили её  работать в специфическом публичном доме. Отец в самый последний момент почувствовал угрызения совести и попытался спастись вместе с дочерью, но неудачно. Специфика заведения заключалась в том, что девушки изображали героинь книг и учили речи из соответствующих произведений.

В фильме много мелких деталей. Например, у преступника были сверхъестественные способности, связанные со снами, и они передались дочери Моны, про их сны будут отдельные эпизоды.

Кадр из фильма "Библиотека Паскаля" (2010)
Кадр из фильма "Библиотека Паскаля" (2010)

Мона (в исполнении актрисы по имени Оршойя Тёрёк-Ийеш)— эффектная внешне и по имиджу девушка, некоторые её реплики тоже порой запоминающиеся. Весь фильм держится на ней, с другой актрисой я бы, возможно, поставила ему более низкую оценку. Из остальных героев мне запомнился только преступник.

Компрометирующий эпизод заключался в том, что Мона была одной из помощниц мэра какого-то небольшого города и организовывала праздничные мероприятия. Её задело, что нравящийся ей музыкант флиртовал с другой девушкой. Назло ему она согласилась, когда другой парень пригласил её танцевать во время концерта на открытом воздухе с участием этого музыканта. Танец приобрел непристойный характер. Музыкант слез со сцены и побежал их бить, некоторые жители города присоединились к драке. Мэр увидел эту драку и уволил Мону.

Что касается публичного дома, где проститутки изображают литературных героинь, то я ожидала, что они будут в костюмах, соответствующих эпохе книг, и что этих сцен будет намного больше. А в реальности Мона, к примеру, изображает Жанну Дарк в современной одежде стиля «милитари» и причёской с заплетёнными косичками.

Кадр из фильма "Библиотека Паскаля" (2010)
Кадр из фильма "Библиотека Паскаля" (2010)

Был ли в этом публичном доме обычный секс, или они только разыгрывали сцены из книг, не совсем понятно. Как именно Мона смогла покинуть это место, откуда не выпускали, я тоже так и не поняла. Мне показалось, что режиссёр этого фильма сначала придумывает эффектные сцены, а потом уже пытается «приделать» их к сюжету, а не наоборот. Из-за этого эффектных сцен хватает, но зачем они — это уже другой вопрос. Взять хотя бы сцену с фигурами в чёрных латексных костюмах, которые помещают Мону в огромный чехол (сама она тоже в костюме из латекса в этот момент). Может, этим хотели сказать, что её посчитали постаревшей и выгнали, чтобы заменить на девушку помоложе? Я имею в виду, отнесли Мону в этом пакете на какой-нибудь пустырь и освободили. Правда, тогда неясно, почему освободили, почему не боялись, вдруг она пойдёт в полицию.

Кадр из фильма "Библиотека Паскаля" (2010)
Кадр из фильма "Библиотека Паскаля" (2010)

У меня сложилось впечатление, что человек, написавший аннотацию к этому фильму для киносайтов, сомневается в том, рассказывает ли Мона правду. Может, она была самой обычной проституткой и стала заниматься этим ради денег, но ей очень хочется приукрасить свою жизнь и найти себе оправдания? У меня самой тоже нет однозначного понимания ситуации. Возможно, она правда любит фантазировать и бежать от реальности, потому что так ей проще выживать. Главное, что фильм получился запоминающимся и оригинальным, а как его понимать - личное дело каждого.

Оценка: 8 из 10.

Подписывайтесь — на моём канале новые статьи о фильмах появляются почти каждый день! Заранее спасибо!

#кино #драма