Не Патриот. Перевоз самолётов из Монино превратит исторические объекты в муляжи

Над Центральным музеем Военно-воздушных сил нависла угроза исчезновения

Информация о переносе экспозиции в военно-развлекательный парк «Патриот» вызывает негодование у многих. Постоянный сбор подписей под петициями говорит о не безразличии граждан. А в заключениях экспертов сказано, что перенос без ущерба просто невозможен. Волонтеры и сотрудники Музея продолжают борьбу за справедливость.

Центральный музей ВВС находится в поселке Монино Щелковского района Московской области. Он был построен в 1958 году и до сих пор является неотъемлемой частью авиационной истории России. Музей занимает огромную территорию, на которой располагаются три ангара, более двухсот настоящих самолетов и вертолетов. Среди экспонатов музея есть и авиационные моторы, и крылатые ракеты. За 60 лет создана коллекция летательных аппаратов, насчитывающая 194 единицы, причем большинство экспонатов являются уникальными, сохранились в единственном экземпляре и имеют сертификат памятников науки и техники.

Воздушная съёмка Максима Блинова
Воздушная съёмка Максима Блинова

Идея перенести экспозицию музея ВВС из Монино в Кубинку, где находится военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил России «Патриот», не учитывает ряд важных моментов. Многие самолеты прилетели в Монино своим ходом. После демилитаризации, которая необходима для получения статуса экспоната, способность самостоятельно передвигаться они утратили. Единственный вариант переместить судна на новое место – их правильная транспортировка, которая в действительности невозможна без существенных потерь.

С чем связаны трудности транспортировки на новое место? Во-первых, габариты многих экспонатов настолько большие, что даже технические возможности не позволяют переместить воздушные судна ни на одном виде транспорта без ущерба. Во-вторых, нереально перевезти самолеты без их хотя бы частичной разборки – это также вызывает ряд проблем. Раньше корректную разборку летательных аппаратов выполняли на заводах и использованием специального оборудования. Но в случае перемещения экспозиции сделать все правильно не получится из-за утраченной несколько десятилетий назад специальной технической документации. Есть и еще одна трудность, препятствующая перенесению экспозиции в другой парк. Дело в том, что в «Патриоте» нет условий для техобслуживания воздушного транспорта. Сейчас в Монино стоят экспонаты с действующими механизмами, но в случае транспортировки некоторые части придется разбирать, а вернуть технику в прежнее состояние будет невозможно. В результате самолеты превратятся в муляжи, которые больше не будут нести ни технической, ни исторической ценности. Также существует мнение, что из-за слишком развитой инфраструктуры парка «Патриот», самолеты из «Монино» станут лишь «каплей в море». Воздушные судна просто затеряются среди всевозможных палаток, шале, конгресс-центров, площадок для реконструкций и тиров, гоночных трасс. 

«Мы предпринимаем активные действия, чтобы предотвратить возможный перенос экспонатов в «Патриот», консультируемся с юристами, представителями Министерства культуры. Также мы обратились за консультациями и экспертизой к специалистам конструкторских бюро и других авиационных предприятий. Все заявления о невозможности перевозки без разрешения не голословны, они основаны на заключениях экспертов», — утверждает Павел Проскурня, руководитель работ волонтерского отряда Центрального музея ВВС.

В 2012 году Центральный музей ВВС был понижен до статуса филиала Центрального музея Вооружённых сил, что привело к резкому сокращению его финансирования. В этой ситуации большую заботу о музее также проявили волонтеры. Они помогли привлечь спонсорскую поддержку и установить связи с ведущими авиационными предприятиями России.

На сегодняшний день волонтеры принимают активное участие в решении проблемы о переносе экспонатов из Монино в «Патриот». «В решении этих вопросов участвуют десятки наших волонтеров, в том числе и люди, не принадлежащие напрямую к нашей организации. Сейчас важнее всего привлечь внимание общественности к этой проблеме, собрать заслуженных людей, готовых высказаться в защиту нашего Музея», — говорит Проскурня.

Музей в Монино считается одним из ведущих авиационных музеев в мире, в России аналогов ему нет. Ежегодно его посещают сотни российских туристов и гости из разных стран. Музей ВВС признан национальным достоянием России и центром военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Большинство экспонатов музея – образцы, сохранившиеся в единственном экземпляре. Там можно увидеть и экспериментальные машины, не пошедшие в серию (Т-4, М-50, В-12 и др.), предсерийные опытные образцы (прототипы Ту-128, Су-24, Су-27, Як-130 и пр.), а также самолеты времен Великой Отечественной войны (многие из которых были восстановлены для музея на авиазаводах несколько десятилетий назад).

Автор: Мария Соловьева
Фото: Волонтёры Музея ВВС в Монино
Редакция КМ