Ржавеющие мусорные ящики в Архангельске хотят заменить евроконтейнерами

19.06.2017

Один из крупнейших операторов по перевозке отходов планирует закупить 400 пластиковых контейнеров повышенной ёмкости.

Новое оборудование для контейнерных площадок может появиться в Архангельске ещё до конца лета. Это предусматривает закупочная документация МУП «САХ», опубликованная на портале госзакупок 16 июня. Под замену металлических ящиков на пластиковые предусмотрено около пяти миллионов рублей. Скорее всего обновки пойдут на постепенную замену выходящих из строя металлических коробок.

Что покупают и почему?

Новые контейнеры — пластиковые изделия так называемого евростандарта. Это ящик объёмом 1100 литров с усиленным дном, колёсами и плотно прилегающей крышкой, открывающейся с помощью специальной педали. Рекламные буклеты обещают закономерную устойчивость от коррозии, опрятный внешний вид, изоляцию содержимого от внешней среды (запахи остаются внутри, а городские животные снаружи), небольшой вес и современный дизайн.

Изображение с сайта http://skopk.ruИзображение с сайта skopk.ru.
Изображение с сайта http://skopk.ruИзображение с сайта skopk.ru.

Поводов для перехода на новый стандарт не так уж и много. Первый и наиболее весомый — это экономическая целесообразность. Металлические баки оказались не столь устойчивы к воздействиям внешней среды и эксплуатации, как ожидалось. Они ржавеют и деформируются гораздо быстрее, чем заканчивается гарантийный срок на евроконтейнер. Другой вероятной причиной выступает требование стандартизации. Федеральные коммерческие сети, приходящие в город, завозят своё оборудование наиболее универсального евростандарта. Чтобы получать заказы на вывоз их мусора необходимо располагать соответствующим оборудованием. Иначе «жирные» контракты будут уходить на сторону.

Ждать ли роста цен за вывоз мусора?

Вопрос закономерный, ответ обосновать сложно. Новый контейнер стоит дороже своего металлического аналога, используемого сейчас: закупочная цена около 11-13 тысяч рублей против 9-10 тысяч. Но при этом и вместимость каждого вырастает более чем на 40 процентов. Таким образом, там, где стояли три бака, можно будет поставить два, и общий объём при этом сохранится. Кажется, по деньгам получается небольшой выигрыш, но бывает и другая математика. Те, кто обходился одним или двумя контейнерами, будут вынуждены приобретать то же количество новых. Экономить придётся на частоте вывоза (меньше вывозов — дешевле услуги). Очевидно, в каждом отдельном случае выигрыш/проигрыш в плате за вывоз будет свой.

Но все эти предположения справедливы, если речь идёт о плановой массовой замене износившихся контейнеров. А также если игнорировать другие мелочи, которые потянутся за сменой формата мусорных ёмкостей.

Дорогие «мелочи»

Узким местом всей затеи станет готовность контейнерных площадок. Большинство площадок сегодня заточены под сценарий, когда манипулятор подхватывает контейнер и опрокидывает в накопитель мусоровоза. Евроконтейнеры же необходимо будет подкатывать к манипулятору. На площадках сегодня попросту нет столь ровных поверхностей, по которым баки на колёсах смогли бы ездить. На чьи плечи лягут затраты по подготовке площадок пока неясно.

Евроконтейнер необходимо подкатить к мусоровозу. Фото ИА Регион 29.
Евроконтейнер необходимо подкатить к мусоровозу. Фото ИА Регион 29.

Но основные траты при вводе в эксплуатацию новых контейнеров ожидаются в другом. Помимо контейнеров придётся заменить также и мусоровозы. Те, что используются сегодня, оснащены совершенно иным механизмом захвата контейнеров и утрамбовки мусора, переделать их под новый стандарт не получится. Новая же спецтехника требует серьёзных капиталовложений. Порывшись на том же сайте госзакупок, мы обнаружили ещё два открытых аукциона от этого предприятия. Этим летом оно планирует приобрести два мусоровоза, способных работать с новыми баками, на условиях лизинга. Стоимость одного автомобиля на таких условиях заявлена в сумму более шести миллионов рублей. Акция по «переходу на евро» только на этапе приобретения оборудования обходится в сумму около 17 миллионов рублей.

Кредитные условия закупки автотехники позволят окончательно расплатиться за грузовики в 2018 и 2019 годах. Но уже в этом году предприятию придётся выделить на эту затею не менее девяти миллионов. А это почти 20 процентов от годовых оборотов предприятия и в полтора раза больше фонда оплаты труда.

Фрагмент документа, опубликованного на сайте http://www.mupsah.ru
Фрагмент документа, опубликованного на сайте http://www.mupsah.ru

В условиях минимальной ожидаемой прибыльности предприятия эта сумма выглядит несуразной. В этой ситуации у МУПа лишь три выхода:

1. Найти инвестора, например учредителя, то есть администрацию города;

2. Придумать хитрый план по оптимизации расходов (или найти неожиданный внутренний источник финансирования);

3. Поднять цены на услуги.