Итоговое (декабрьское) сочинение: в этом году легче или сложнее?

3,9k full reads

Яндекс. Картинки. Фото из открытого источника.
Яндекс. Картинки. Фото из открытого источника.

Приветствую вас, дорогие друзья ;)

Вот и появились долгожданные направления итогового сочинения, которые отличаются глубиной трактовки, сложностью и обширностью. Раньше были такие направления, как «Любовь» или «Добро и зло», где было все прозрачно, абсолютно не возникало вопросов, о чем писать. Так что направления в этом году усложнили: придется потрудиться и пофантазировать, чтобы достойно научить детей писать итоговое сочинение.

1. «Забвению не подлежит». Что может не подлежать забвению? Исторические события, общественные явления, известные исторические личности, которые повлияли на судьбы последующих поколений и на развитие общества, цивилизации. Конечно, сразу приходят на ум произведения о Великой Отечественной войне: М. Шолохов «Судьба человека», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», В. Быков «Сотников». Еще вспомнилась «Легенда о манкурте» Чингиза Айтматова (отрывок из романа «Буранный полустанок»), где рассказывается о рабах, которых лишали памяти, и они навсегда забывали мать, отца, Родину, отсюда становились податливыми и послушными. Тема революции и Гражданской войны описывались в произведениях М. Шолохова «Тихий Дон» и Б. Пастернака «Доктор Живаго». Можно вспомнить «Слово о полку Игореве», благодаря которому мы помним события, которые происходили в Древней Руси.

2. «Я и другие». Здесь очень обширная тематика: каким должен быть человек, какой он должен делать выбор, как нужно общаться с другими людьми, чтобы достичь взаимопонимания и чтобы не возникло конфликта. Это может быть А.С. Грибоедов «Горе от ума», где Чацкий попал в чуждое ему общество и не был принят людьми. Это может быть М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», где Печорин совершал не очень хорошие поступки, был внешне невозмутим, но его внутренний мир говорил о другом: герой мог приносить страдания другим, но и сам страдал от этого. А.С. Пушкин «Дубровский»: Дубровский сделал свой нравственный выбор: отстоять честь отца, бороться за права бедных. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (кстати, это произведение может подойти и к первому направлению, так как здесь описывается историческое событие – восстание Пугачева) герои тоже сделали выбор: Гринев выбрал честь, Швабрин – предательство, то же самое есть и в произведении В. Быкова «Сотников».

3. «Время перемен». Жизнь в меняющемся мире, как она влияет на человека, его внутренний мир, общество. Думаю, здесь можно поговорить о влиянии технического прогресса на пристрастия, увлечения человека. В рассказе «Вельд» Рэй Брэдбери напрямую говорил о противоречивости НТР: с одной стороны, комфорт и доступность, с другой стороны, падение нравов и обесценивание человеческих жизней. Примерно об этом его роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту». Можно также прочитать о том, как повлияла на умы людей революция 1917 года (М. Шолохов «Тихий Дон», Б. Пастернак «Доктор Живаго», М. Булгаков «Белая гвардия»).

4. «Разговор с собой». Самоанализ своего внутреннего мира, внутренний разлад или гармония, смысл человеческого существования. На ум сразу приходит Раскольников («Тварь я дрожащая или право имею») из произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Печорин, Онегин, которые искали себя, нравственные искания героев «Войны и мира» (хотя я не поклонница этого произведения, но если прочитали, то это кладезь аргументов)

5. «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». В данном направлении поразмышляем о современном человеке, его нравственном выборе, духовных ориентирах, чем современник отличается от предшествующих поколений. Это могут быть современные произведения, сейчас не напишу какие, потом поищу. Но если будет требоваться сравнительный анализ современного и предшествующего поколения, то можно опять же обратиться к «Онегину», «Герою нашего времени», «Отцам и детям», «Обломову».

Направления были охарактеризованы поверхностно. Конечно, предстоит скрупулёзная работа по каждой части.

Некоторые произведения подходят к нескольким направлениям: можно прочитать их в первую очередь.

И помните: зима близко ; )) Так что не откладываем подготовку, начинаем уже сейчас читать произведения.

Кстати, демоверсию по русскому языку тоже опубликовали, об изменениях можете почитать здесь.

Если у вас есть какие-то предложения и идеи, как лучше сориентировать детей, какие произведения посоветовать прочитать, буду рада ))