Атмосфера в классе. Дружный класс

Повезло, если ребенок учится в дружном классе. В гармоничном коллективе детям комфортно, учителям приятно вести уроки. Дружный класс - где никого не травят, не дружат группами, не делятся на богатых и бедных. Увы, таких классов очень мало.

Примеры из своей практики. В одном из классов анализируем ошибки после контрольной работы. Хвалю ученика, который не допустил ни одной ошибки, весь класс радуется за него и дружно хлопает в ладоши. Слышу возгласы "молодец, ну ты - мозг", ученик краснеет и смущается. В этом классе часто наблюдаю, как дети помогают и объясняют друг другу сложные моменты. Постоянно слышу "Это надо сделать вот так, здесь неправильно, напиши по-другому". Минус для учителя в этом классе - невозможно проследить, как списали. Если один решил, значит, решил весь класс. Провожу воспитательную беседу: "Дать списать - это не значит помочь, медвежья услуга обернется в большой ком пробелов. Объяснить и спровоцировать, чтобы друг понял - другое дело".

В другом классе та же ситуация, после похвалы за отлично выполненную работу - тишина. Все молчат, некоторые завидуют, некоторым все равно. Ученик на перемене просит меня: "Вы не хвалите меня при всех, мои одноклассники после этого перестают со мной разговаривать".

Формирование классного коллектива происходит в 1 классе. Много зависит от личности первого классного руководителя. По многолетним наблюдениям за учителями начальных классов можно сделать выводы: у этой учительницы всегда получаются дружные классы, у этой - умные, у этой - завистливые.

Ситуация 1. Первая учительница учит детей помогать друг другу. Просит Машу помочь Даше с темой по математике, Диму с Павликом вместе сделать упражнение по русскому языку. Сам понял, теперь объясни соседу - это обычная практика, так принято в этом классе. Учитель не одобряет жалобы, пресекает доносы и ябедничество, как бы удобно ему это ни было. Узнавать секреты и проступки через доносы - это не его стиль. Кто провинился - сам честно признается и расскажет о случившемся. Учитель не ругает, а учит анализировать ошибки. К такому учителю родители не смеют ходить с жалобами, побаиваются. Да и повода не возникает, все справедливо и толково.

Ситуация 2. Первая учительница поощряет доносы и ябедничество. У нее есть любимчики, ученики, у которых получается легко учиться. Учитель говорит: "Посмотри на Сашу, какой он молодец, а ты не можешь". Провоцирует зависть и комплексы "я плохой, я слабый, я таким родился". В этом классе постоянно все жалуются друг на друга, учитель принимает ту или другую сторону, проявляет прямую заинтересованность. Здесь жалуются не только дети, но и родители. Жалуются там, где жалобы принимают.

Нетрудно догадаться, в какой ситуации сложится благоприятная атмосфера и получится дружный класс. Ситуация мало меняется в 5 классе, хотя уже и классный руководитель другой. Традиции уже сложились, приходится с ними мириться. Классный руководитель в 1 ситуации, если продолжит тот же стиль, будет способствовать сплочению коллектива, получит к 9-11 классу хороших и дружных детей. В ситуации 2 все будут удивляться, откуда такие злобные и тяжелые дети. Учителя вздыхают и не хотят идти на урок в этот класс. Дети ненавидят одноклассников и не хотят ходить в школу.

Все пройдет, как было написано на кольце Соломона. 11 лет пролетают быстро, даже в проблемных классах будет что вспомнить хорошего. Дети из дружного класса всю жизнь вспоминают школьные годы со светлой грустью.