ЕГЭ по химии провалили... составители. Ошибки в условиях?

23 June 2019

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам

ЕГЭ по химии 2019 протекало очень тяжело. С 2009 года - это ЕГЭ было, пожалуй, самое трудное. И дело не только в заданиях, уровне их сложности и качестве подготовки абитуриентов. Чтобы экзамен стал таким... запоминающимся, приложили ручку все, кто только мог - и организаторы, и составители, и эксперты. Только вот отдуваться пришлось детям и мамам-папам. И цена за этот экзамен была огромной - нервы, нервы и еще раз нервы!

Я уже писала о грубейших ошибках экспертов, о более чем идиотском расписании экзаменов. Сегодня речь пойдет о корректности заданий ЕГЭ. Господа организаторы, если вы думаете, что ваши ошибки можно скрыть за, так называемой, тайной экзамена, то вы очень и очень ошибаетесь! Ребятам рот не заклеишь. Первое, что они делают, выйдя из аудитории, звонят маме и пересказывают условия задач. Память у них отличная, поэтому они помнят практически каждую цифру. Многие группы в социальных сетях просят ребят записать задания ЕГЭ, чтобы подрастающее поколение могло готовиться по реальным задачам, а не по ежегодно повторяющейся ерунде из сборников. Если вы не ленивый преподаватель, то за день соберете задания ЕГЭ со всех регионов нашей необъятной Родины. Будет чем заняться летом в отпуске - наслаждаться решением и методическим анализом задач!

Чем я и занялась на досуге под соловьиные трели из березовой рощи. Буквально первые анализируемые задания меня неприятно удивили своей некорректностью. Дабы не быть голословной, привожу пример одной из задач 34-го задания ЕГЭ.

34-е задание (восстановлено по памяти)

Растворимость безводного гидрокарбоната натрия при некоторой температуре составляет 12,6 г на 100 г воды. При этой температуре приготовили 450,4 г насыщенного раствора гидрокарбоната натрия. Раствор разлили в две колбы. К раствору в первой колбе добавили избыток раствора гидроксида бария. При этом образовалось 39,4 г осадка. К раствору во второй колбе добавили 245 г 20%-ного раствора серной кислоты. При этом образовалась средняя соль. Определите массовую долю серной кислоты в конечном растворе во второй колбе.
ЕГЭ по химии провалили... составители. Ошибки в условиях?

Думаю, не открою секрет, если скажу - избыток или недостаток реагента (т.е. количество) часто определяет качество продукта. Чаще всего такое наблюдается при получении кислых солей: при избытке многоосновной кислоты образуется кислая соль!

Процитирую еще раз условие задачи: "... При этом образовалась средняя соль. Определите массовую долю серной кислоты в конечном растворе во второй колбе". Поскольку необходимо определить массовую долю непрореагировавшей серной кислоты, значит она была в избытке. Господа, какая средняя соль?! Вы белены объелись?! Это вам не споры о продукте в ОВР, это - ошибка составителя! Вы ляпаете задания ЕГЭ, даже не читая их содержание?! Мне стыдно за вас!

Конечно, можно отбрехаться, сказав, что в задании вы имеете право предположить любой продукт. Даже если он не получается в условиях Земли, ученик должен понимать, что такой продукт может образоваться, например, на Альфа Центавра. Нормально! Зачтено! Только зачем вы душите ученика, который не учел избыток щелочи в первой реакции, решив оставшуюся часть задачи абсолютно верно?! Между прочим, на Альфа Центавра в аналогичных реакциях щелочь в продуктах никогда не образуется (можете со мной поспорить, если не боитесь).

ЕГЭ по химии провалили... составители. Ошибки в условиях?

Кстати, абитуриент, о котором идет речь, апеллировал 30 задание, за правильное выполнение которого он получил всего 1 балл (я об этом писала в другой статье, Пример 2). Чтобы не добавлять еще 1 балл, эксперты не нашли ничего лучшего, как начать проверять задание, оценку которого ученик не оспаривал.

Привожу небольшой фрагмент из рассказа ученика об апелляции.

ЕГЭ по химии провалили... составители. Ошибки в условиях?

Оказывается, ребенка доводить до истерики можно только за то, что он не учел качественные последствия избытка реагента. А условие, в котором при избытке серной кислоты получают среднюю соль - это нормально?! Что позволено Юпитеру - не позволено быку?

Считаю, если в условии допущена ошибка, такое задание должно оцениваться максимально возможным баллом, даже если абитуриент ничего не сделал! И обязательно нужно извиниться перед учеником! За ваши ошибки, господа составители, платите сами - своими премиями, зарплатами, рабочими местами! Знания детей должны контролироваться по качественным КИМам, а не по наспех сляпанной рыбе!

Вы хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно закончили ВУЗы и, работая врачами, спасают наши с вами жизни.
На странице ВК я анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического материала, конспекты и лекции. Добавляйтесь ко мне в друзья, и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора
Подписывайтесь на YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Здесь ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения.
Пишите мне в WhatsApp +7(903)186-74-55, я отвечу вам обязательно.
Приходите ко мне на занятия, я помогу вам фундаментально изучить химию и биологию, научу решать любые задачи, даже самые сложные.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова