Вездеход заведём — и сугробы нипочём

22 March 2018

Как сельский паренёк скрестил мотоблок с «копейкой»…

Вездеход Валька еще и по сугробам прыгает.
Вездеход Валька еще и по сугробам прыгает.

Автор: Игорь КАЛУГИН
Фото: автора

Если вы не знакомы с Павлом Копьевым, наберите в поисковой группе его имя. Очень познавательно! Павел Копьев — знаменитый белорецкий реставратор старинных авто… Но сегодня речь не о нем. Мы едем в Серменево, в гости к его ученику, который недавно сотворил уникальную машину-вездеход.

— Это настоящий промышленный образец, — говорит Павел Александрович, рассказывая об изобретении своего ученика. Он имеет в виду, что вездеход впору пускать в серийное производство. С определенными доработками, конечно.

Павел Копьев говорит мне о кардане и еще о каких-то штуковинах. Его речь изобилует неизвестными для меня терминами, и он искренне полагает, что все должны понимать, о чем идет речь. «Самоделкины» — они все такие. Даже с женщинами, наверное, говорят о каких-нибудь поршнях или планетарках…

Я слушаю его и киваю головой в знак согласия.

Вот и Серменево. Улица на самом пригорке, добротный дом, железные ворота. Нас встречает высоченный парень:

— Валек, — представляется он и протягивает мне руку.

— Ну, давай, выгоняй свою чудо-технику, — говорит Павел Александрович.

Через минуту я вижу небольшой вездеход с резиновыми гусеницами, большими фарами и выхлопной трубой, которая выходит вверх, как у трактора.

— Из каких «ингредиентов» все это состоит? — спрашиваю я Валька.

Он смотрит на меня с некоторым удивлением. Об «ингредиентах» его никто и никогда еще не спрашивал. Дело в том, что в моем лексиконе это слово осталось после женского праздника, когда я долго и дотошно выбирал торт в магазине.

Наконец Валек, поняв, о чем речь, разъясняет:

— Двигатель от простого мотоблока, ходовая часть от «копейки»…

Валек два раза дергает стартер, садится на свой вездеходик и лихо выезжает со двора. Потом круто разворачивается и… буквально запрыгивает на большой сугроб. Очень мобильная техника!

— Садитесь! — кричит мне Валек.

Я притуливаюсь на сиденье рядом.

— Жмите на газ!

— Куда?

— Вот! — Валек показывает на небольшую педаль.

Юркий вездеход быстро набирает скорость. Мчимся по сельской улице. Сворачиваем на обочину. Вездеход совершенно не замечает бездорожья: он плывет по снегу легко и даже изящно.

Выходят родители Валька — Ольга и Владимир Верхоломовы. Встают рядышком возле ворот, с гордостью смотрят на сына и его вездеход.

— Он с утра до вечера в своей мастерской, — рассказывает Владимир Владимирович. — Мастерскую, кстати, сам из досок слепил. Я хотел на этом месте мангал поставить, но приезжаю из рейса, и — вот те на! — мастерская…

Владимир Владимирович — дальнобойщик с большим стажем. Родом из Казахстана. Много лет назад во время строительства дороги в сторону Бурзяна он познакомился с красивой девушкой Ольгой из Серменево. Поженились. Владимир перебрался в Россию, построил в селе дом…

— Старший у меня сейчас в Магнитке, он своей семьей живет, а это младшенький…
«Младшенький» открывает капот, подходит Павел Копьев, и они тут же «ныряют» в моторный отсек. Хорошо, что у Валька есть такой наставник!

— Он сначала все с мотороллером возился, а теперь вот этот трактор соорудил, — произносит Ольга Евгеньевна, — Да, главное, быстро! Отец помогал запчасти покупать. Павел Александрович помог советами.

Свой вездеход серменевский паренек Валентин Верхоломов сладил буквально за пару месяцев, скрестив мотоблок с «копейкой».

Теперь Валек гоняет на нем по Серменево, чистит снег в своем проулке, летом собирается пахать огород. А еще с помощью специального приспособления (которое наверняка сам и сделает) намеревается окучивать картошку.

Этот парень не курит и не пьет пиво (тем паче что покрепче!). И совершенно равнодушен к компьютеру. Разве что заходит на специальные сайты, чтобы посмотреть на изделия других «самоделкиных», которых в нашей России превеликое множество.

— У этого вездехода продольная устойчивость и повышенная проходимость, — говорит Павел Копьев. Он тоже гордится своим учеником…

Павел Александрович упорно продолжает грузить меня профессионализмами, говоря об изобретении:

— Представьте себе: у него в полтора-два раза больше сцепного веса, чем у обычного мотоблока.

По словам Павла Копьева, Валентин Верхоломов со своим вездеходом обязательно станет участником республиканской научно-практической конференции.

Ольга Евгеньевна зовет в дом. Уютно! Газ, вода и просторная кухня. Красивая отделка, современная мебель и старинная икона на одной из полочек в зале. А в комнате Валька одиноко пылится компьютер.

— Это от старшего брата остался, — говорит Валек.

— Что, даже в соцсетях не сидишь? — спрашиваю.

— У меня для этого телефон есть.

Этот странный парень даже телевизор не смотрит. Некогда!

Хозяйка угощает нас чак-чаком. Понятно: родилась и всю жизнь живет в башкирском селе, работает воспитателем в серменевском детском саду. По-башкирски говорит не хуже любого коренного жителя. Для Валька, кстати, башкирский язык тоже стал почти родным (он учился в местной школе).

Валек показывает свою небольшую мастерскую, сколоченную из досок. В углу одиноко стоит старый и полуразобранный мотоцикл «Минск».

Валек вяло перебирает инструменты. Кажется, что человек он крайне немногословный. Даже несколько угрюмый.

— У тебя девушка есть? — спрашиваю я.

— Не-а! — протягивает он.

И потом добавляет, кивнув в сторону своего вездехода:

— Вот моя девушка.

Улучив момент, я спрашиваю: о чем он мечтает?

— Хочу стать сварщиком НАКС, — твердо и решительно заявляет Валек.

Ответ неожиданный. Куда как логичнее было бы, если бы он, например, мечтал стать инженером-конструктором.

Валек учится в металлургическом колледже на сварщика. (Где, кстати, и познакомился с автореставратором Павлом Копьевым, который преподает там физику и спецдисциплины)…
Для тех, кто не знает, НАКС — это национальное агентство контроля сварки, которое ведет сертификацию самых высококлассных специалистов. Они работают на магистральных нефте- и газопроводах и даже имеют собственное клеймо.

Нечасто нынче встретишь молодого человека, который мечтает достичь предельных высот в выбранной им рабочей профессии. Именно рабочей! Чаще бывает иначе: молодые люди вовсю стремятся стать юристами, экономистами или, например, журналистами. Наивные! Это я о последнем выборе. Зачем плодить нашего брата? Тем более что от самой профессии уже почти ничего не осталось — одна пропаганда. Стоп! Не будем, однако, уходить от темы.

Я рассматриваю мотоцикл. Когда-то «Минск» был мечтой любого советского мальчишки. Валентин Верхоломов собирается восстановить его. Но это так, для разминки. Потому что есть цели и покруче…

Около мастерской стоит полуразобранная и ржавая «семерка». Что он намеревается сделать с этой старой развалюхой?

Он с головой окунается в любимую тему — так же, как его наставник Павел Копьев начинает сыпать терминами. Но все это далеко от моего сугубо гуманитарного понимания. Уясняю лишь, что «семерку» он вроде бы собирается скрестить с «Владимирцем» и тем самым создать легкий колесный трактор.

— Летом сделаю, — уверенно протягивает Валек.

Опубликовано: 21.03.18 (20:08)