Займитесь делом — смастерите куклу!

22 March 2018

Зачем нам, современным, народный промысел?

Динара Гурбанова с ученицей Элоной Денисюк в гостях у Натальи.
Динара Гурбанова с ученицей Элоной Денисюк в гостях у Натальи.

Автор: Екатерина ЯКОВЛЕВА
Фото: автора

Быть женщиной все труднее, а берегиней — почти невозможно: работы много, времени мало, счастья нет. Можно, конечно, мотать нервы себе и другим, а можно попробовать мотать куклы. Наталья Галиева из Стерлитамака умеет ладить — именно ладить, а не шить! — тканевые куклы мотанки (с ударением на первом слоге). Это непривычный для нас, но веками проверенный способ побыть в тишине, услышать себя, а потом успешно договориться с жизнью и людьми обо всем на свете.

Три поколения и одна радость

Эта история началась так, как обычно начинается все настоящее — с науки. Учительница начальных классов 15-й школы Стерлитамака Динара Гурбанова готовила свою второклассницу Элону Денисюк к городской краеведческой конференции и российским Ломоносовским чтениям. Динара и Элона выбрали направление «этнография» и пришли в гости к Наталье. За два часа мастерица рассказала им о многовековом народном промысле и сладила три куклы. Элона, конечно, победила. Но жизнь интереснее науки. Как представительницы разных поколений воспринимают традиционную куклу — воплощенную женственность?

— Впервые видеть обрядовую куклу непривычно: у нее не прорисовано лицо. Но берешь ее в руки, домысливаешь ей характер и чувствуешь, что она теперь тебе как друг, — делится впечатлениями Динара. — Я наблюдаю за работой мастерицы, вижу, как в ее руках лоскут ткани, пучок нитей и нарядный платок превращаются в самые нужные для девочки игрушки. На первый взгляд кажется, что делать их легко и просто, очень хочется тоже попробовать. Играя с народной куклой, дети воспроизводят жизненные ситуации: прием гостей, свадьбу, рождение младенца. Это приобщает их к традициям, культуре, добру и красоте. Так куклы ведут ребенка в большой мир.

А Элона получила в подарок куклу с младенцем, обняла ее и сразу придумала ей имя — Алиса.

Баба Яга лучше, чем Винкс

Веселая Лядька Подорожница умещается в ладошке. Похожая на облако Бессонница спасает детей и взрослых от одноименного недуга. Ягуся, в задорно повязанном платке и с метлой, никого не пугает, а хранит род. Куклы обрядовые, игровые, обереговые... Наталья ладит их так, как ладили наши прабабушки — без ножниц и иглы. Если полотно льна, хлопка или сатина не получается разорвать вручную, мастерица готовит его — вымачивает, умягчает. А потом складывает, скручивает — из неторопливых движений получается художественный образ. Парадокс: фабричные пупсы с остекленевшими глазами — холодные, с легким химическим душком. Тряпичные куклы без лиц — теплые. И неповторимые, как люди:

— Я как-то провела эксперимент: разделила кусок материи поровну и стала мотать куклы — они совершенно разные получились! — голос у Натальи мягкий и щедрый, как солнечные лучи, под которым растет лен. — Когда дочка Аида родилась, я делала ей ниточные куклы. Аиде сейчас 26, и я вижу, что она и ее ровесницы отзываются душой на это древнее народное искусство.

— Но откуда эта отзывчивость у вас — у ребенка советской эпохи?

— Я хорошо помню своих бабушку и прабабушку. Они жили в деревне Никифорово, а в предвоенные годы потянулись в город. В четыре года я благодаря бабушке научилась держать спицы в руках. У нас, ровесников, игрушки были примерно одинаковые, а мои целлулоидные куклы отличались яркими вязаными шарфиками. Я помню, как мы с бабушкой ехали в поезде, и она скрутила мне куклу из носового платочка. Потом в школе мы, девочки-подростки, крутили куколок из шпулечных ниток.

— Кто вас вдохновляет на то, чтобы ладить куклы сегодня?

— Ветошные игрушки натуральные, а потому недолговечные. Их проблематично сохранить для следующих поколений, поэтому мастерство передается из уст в уста. Интернет помогает: я смотрю мастер-классы, общаюсь с рязанскими и псковскими мастерами. Но для меня главное, чтобы кукла была сделана по правилам, я пытаюсь сохранить технологию изготовления народной игрушки и читаю много специальной научной литературы, например, работы белорусского этнографа Зинаиды Зиминой (она сохраняет и изучает народные костюмы). Люблю рассматривать старые фотографии: мне интересна одежда, которую носили раньше. Ткани для кукол выбираю натуральные, приятные на ощупь, радостных оттенков. У меня есть кукла, которую я даже трогать никому не даю. Однажды прочитала историю про старинную куклу Акку: издавна карелы носили на теле оберег — кусочек бересты (дерево — символ жизни), а с принятием христианства эта традиция стала забываться. Старая бабушка завернула бересту в куклу и дала ребенку играть. Акка означает бабушка.

— Но на современного ребенка работает грандиозная индустрия игрушек!

— Современные игрушки меня, мягко говоря, смущают. Им не хватает души, они штампованные, однотипные, — пресыщенные ими дети их не ценят, не берегут, ломают. Мы все индивидуальны, а примитивные игрушки нас усредняют. В итоге дети взрослеют и следуют навязанной им модели поведения, живут чужими мечтами и утрачивают сами себя.

Как куклы Наталье родных нашли

— Когда-то кукол клали в колыбель будущего ребенка, желая защитить его от злых сил. А откуда берется интерес к народной игрушке в век информационных технологий?

— Когда кукол мастерят дети, у них развивается мелкая моторика, усидчивость, любознательность, умение работать с разными материалами. А взрослым в наше время стремительных перемен необходимо успокоиться и снять стресс. Очень выручает творчество. Обратите внимание: даже зрелая женщина, беря в руки куклу, светлеет лицом. Почти каждому ребенку взрослые когда-то делали игрушки, и это тепло греет нас из детства. В нашей крови сильна память прошлых времен, сильно желание создавать что-то своими руками. Только одни люди уважают свои желания, а другие их подавляют.

— Вы работаете инженером-технологом на заводе. Куклы помогают отдохнуть от работы, или, чтобы их делать, вы уже должны быть отдохнувшей?

— Для создания кукол нужно особое расположение духа: светлая голова, никакого негатива в мыслях. Я должна быть здорова и весела, чтобы иметь право заниматься такими важными вещами. В моей комнате-мастерской нет телевизора. Когда я работаю, то напеваю что-нибудь или веду с собой мысленный диалог — узнаю о себе много нового, пробуждаются глубинные воспоминания. Словно все женщины моего рода сидят рядом со мной и занимаются тем же, чем и я. Кстати, куклы всегда выходят не такими, какими их задумываешь: каждая получится такой, какой ей надо, например, в неожиданном цвете. Так работает наше подсознание, и это довольно увлекательно. Иногда я встаю в 5 утра и занимаюсь куклами. Вижу, насколько удивителен каждый рассвет, и жалею, что не все это видят.

— Вы чувствуете, как ваше хобби влияет на вашу судьбу?

— Благодаря куклам я узнала свои корни. История моего рода с бабушкиной стороны известна мне с 1820 года, а об истоках дедушкиной семьи я ничего не знала. А недавно меня нашла заинтересовавшаяся моими куклами родственница. Оказалось, что чуть ли не половина Закавказья мои родные. Догадываюсь, почему это произошло: я открыта миру, готова узнавать новое, замечать и отражать добро. Народное творчество научило меня многому: я порой огорчаюсь, но уже не расстраиваюсь. Спрашиваю и получаю ответы. Оказывается, это для любого из нас реально достигать внутреннего спокойствия, ни в чем себя не обвинять, не обижаться на людей, всех прощать и жить в мире с собой и другими. Теперь я точно знаю: мы рождаемся для того, чтобы стать самими собой. Особенно важно ощущение гармонии для женщины: она — живой оберег семьи, от ее физического и душевного здоровья зависит благополучие домочадцев. Ей просто необходимо быть настоящей, не жалеть времени на творчество и хотя бы иногда играть в куклы. 

Опубликовано: 21.03.18 (20:08)