Что было и что будет, расскажут родники

29.03.2018

«Мы особенные», — заявляют чишминцы всему миру

Место для мечети в поселке Чишмы выбрали самое лучшее — в двух шагах от православного храма.
Место для мечети в поселке Чишмы выбрали самое лучшее — в двух шагах от православного храма.

Автор: Татьяна КРУГЛОВА
Фото: Раиф БАДЫКОВ

Говорят, однажды в Уфу приехала группа «Машина времени», и Макаревич, глядя в зал, пошутил: «Не иначе, все чишминцы сейчас тут, потому что если это не так, значит, в Чишмах сегодня «Битлз» выступает». Сведения это, признаться, непроверенные, но характер местных жителей уловлен верно. Народ деятельный и расторопный, всегда успевает оказаться в гуще событий. В селах Чишмы, Салихово, Сафарово до сих пор живут потомки награжденных серебряной медалью «За взятие Парижа» — в 1814 году они штурмовали французскую столицу. Позже именно отсюда начался штурм Уфы войсками Чапаева и Фрунзе: легендарная Анка строчила из пулемета как раз в этих краях. Чтобы проникнуться духом района, мы поступили просто: сели в машину и прокатились от райцентра до южных границ. Наслушались по дороге историй, каких не прочтешь ни в одной книге.

Внемлите, правоверные!

Больше всего гордятся в районе мавзолеем Хусейн-бека — редчайшим, по мнению историков, памятником старины даже в масштабах страны. По преданию, воздвиг его здесь Тамерлан и тем самым прославил Чишмы на весь мусульманский мир. Поклониться одной из самых почитаемых в исламе святынь с незапамятных времен ехали богомольцы из разных стран. Едут и сейчас: многие считают это своим долгом — так же, как побывать в Мекке.

История появления памятника в чем-то созвучна ситуации наших дней. В 60-х годах XIII века большая часть современной Башкирии оказалась под властью ногайских ханов. Усердным служением Аллаху ногайцы себя не утруждали, и между мусульманами начались разброд и шатания. Тура-хан, тогдашний правитель башкир, сообщил об этом в Туркестан, где царствовал известный своим благочестием шейх Ахмед Ясави. Он и прислал сюда своего любимого ученика Хусейн-бека, дабы тот наставил народ на путь истинный.

Первый имам Башкирии прожил на чишминской земле до 76 лет и здесь же был похоронен. «Если до сих пор между мусульманами Башкортостана, Татарстана, Оренбургской и Челябинской областей нет никаких разногласий и все мы едины, — это заслуга Хусейн-бека. Вот что смог сделать один человек», — говорят в районе.

Святым Хусейн-бека объявили еще его современники. А зимой 1393 — 1994 годов по этим краям проходил со своим войском грозный Тамерлан, держа путь на Москву. Войско было уже обескровленным, морозы стояли лютые, и Тамерлан, узнав, что здесь похоронен столь уважаемый человек да к тому же его земляк, выходец из Туркестана, видимо, счел это добрым знаком — дал приказ встать на зимовку. Руками его воинов на могиле Хусейн-бека и был воздвигнут мавзолей, а надгробный камень, по преданию, доставили из Бухары на 12 волах.

Этот камень сохранился до сих пор: он находится в Национальном музее. «Внемлите, правоверные», — вырезано на нем арабскими буквами и указаны имя и год смерти хаджи. Из подлинных свидетельств той эпохи сохранились также шесть надгробий полководцев Тамерлана: они погребены по соседству с мавзолеем, на древнем мусульманском кладбище Акзират. Кладбище, расположенное на восточной окраине поселка Чишмы, действует и сейчас, вход в мавзолей всегда открыт. К сожалению, как выглядел он «в оригинале», мы можем только гадать: в 1911 году святыню основательно подлатали. В наследство от седой старины остались только древний фундамент и множество загадок.

Одна из них связана с черепом, оказавшимся в руках антропологов, — по нему они пытались воссоздать внешний облик погребенного в мавзолее мужчины. Сам ли это Хусейн-бек, прийти к единому мнению ученые так и не смогли, но чишминцы считают: голову надо вернуть на место. Грех держать ее непогребенной, вот небеса и посылают то засуху, то потоп. Другая загадка — луч света, вырывающийся иногда по ночам из купола мавзолея. Правда, говорят, увидеть его могут лишь те, кто не имеет грехов..

Мавзолей Хусейн-бека ныне обретает вторую жизнь: местные власти взялись за его благоустройство. Когда закончат, будут просить, чтобы надгробный камень с эпитафией передали из музея обратно. Если взяться за дело с умом, убеждены здесь, в Чишмы поедут верующие из многих стран. Тем более что число духовных святынь район активно приумножает. Минувшей осенью в райцентре торжественно открыли красивейшую соборную мечеть, дав ей имя хаджи Хусейн-бека. Возводилась она исключительно на добровольные пожертвования, орнамент на сводах и внутренней поверхности купола вручную вырезали по гипсу мастера из Коканда. А главное, что особенно подчеркивают местные жители, мечеть поставили в двух шагах от первого в районе православного храма, тоже строившегося всем миром. Вера нужна каждому, говорят в районе. Это тот стержень, который, как бы ни била жизнь, не даст тебе сломаться.

Что любопытно

У деревни Нижние Термы сохранился дворец Тура-хана — по времени постройки ровесник мавзолея Хусейн-бека. Сооружение XIV века дошло до нас практически в первозданном виде. Уфа, между прочим, вполне могла бы носить имя Тура-хана, прямого потомка Чингисхана. Придя в наш край из Сибири, он со своей ордой первоначально остановился на горе, где нынче расположена столица, и поселение назвали Тура-тау. Позже хан был вынужден откочевать к реке Слак, где и построил свой дворец.

Вы за большевиков али за коммунистов?

У сельсовета села Дурасово — памятник Чапаю. Он здесь не просто так: в 1919 году эту землю щедро полили своей кровью и бойцы славной чапаевской дивизии, и белогвардейцы. Не всем известно, что знаменитая сцена из фильма «Чапаев», где Анка лупит из «Максима» вместо подстреленного пулеметчика, в реальности происходила под селом Дурасово. Среди местных до сих пор ходят разговоры, что, мол, Анка-то отсюда родом, дурасовская.

— Ну уж это выдумки, — не согласна с такой версией коренная жительница села Нина Захарова, 40 лет возглавлявшая местную библиотеку. — Никакой Анки и не было, а была Мария Попова, это уж потом создатели фильма ее Анкой окрестили в честь жены Фурманова. А с дивизией она тут проходила, это точно. Еще когда мы были детьми, к нам в школу приглашали Салимзянова из соседней деревни, имя не помню. Он показывал дерево, на которое ставил пулемет во время боя под Дурасово и бил. Потом его ранило, и Попова его заменила.

Увлеченные историки и краеведы здесь чуть не в каждом дворе. Станешь историком, когда эпоха не просто разворачивается на твоих глазах — вламывается в дом, дышит драконьей пастью. «Бабушка вспоминала, что и белых, и красных в селе боялись одинаково, прятались от всех без разбора, — рассказывает Галина Падалко, тоже местный старожил. — И тем, и другим что нужно: зерно да лошади, а если мужик есть в доме, тоже с собой уводили. Во многих семьях один брат в красных служил, другой в белых, потом всю жизнь за это расплачивались».

В августе 1919-го справное село выгорело почти дотла. Люди зимовали в землянках, по бревнышку запасали лес на новое строительство. Отец Нины Андреевны видел, как, уходя, белые поджигали факелами соломенные крыши. После их ухода сельчане собрали по дорогам и оврагам 11 тел молоденьких парнишек-красноармейцев: по наводке местного богатея Барашкова был порублен красный обоз, двигавшийся из Николаевки. Похоронили их в братской могиле на перекрестке дорог, посадили в оградке березу. «И ведь что странно, — удивляется Нина Андреевна, не раз водившая школьников к обелиску. — Березы у нас плохо растут, а эта вымахала кудрявая, раскидистая и выпустила у основания кроны ровно 11 ветвей».

Чем еще примечательно Дурасово? Анекдоты про Петьку и Анку здесь в большом ходу, а цитатами из фильма «Чапаев» народ шпарит чуть не с пеленок.

Что любопытно

До революции был в Дурасово бизнес: местный люд сдавал жилье «кумысникам», тысячами стекавшимся в эти края лечиться от чахотки. Кумыс они пили в соседних Ябалаклах, а жили здесь, в Дурасово.

Бывало, тут же и умирали, потратив на дорогу последние силы. Одной столичной княжне даже поставили склеп, от которого сейчас осталась только яма.

Колодец Мустая Карима

Выглядит он самым прозаическим образом: деревянный сруб и вал с цепью, но именно его вода подарила селу Кляшево столько талантов, уверены земляки народного поэта Башкортостана.

На вопрос, сколько лет колодцу, даже самые пожилые из кляшевцев машут рукой: всегда был. Расположен он на улице, где родился и вырос Мустафа Сафич, а в 1979 году, на 60-й день рождения классика, местные комсомольцы увенчали колодец надписью:

«Источник здесь поэзии Мустая Карима,

Не испив его, не проходите мимо!».

— Может, и правда вода особенная. Чем еще объяснить, что из Кляшево вышло столько знаменитостей? — говорит завклубом Лилия Габдулбаянова и перечисляет имена известных уроженцев села: основатель медресе «Галия» Зия Камали, поэт и писатель Сайфи Кудаш, артистка Фарида Кудашева, Герой России летчик Риф Сахабутдинов.
Пока жив был Мустай Карим, в свой день рождения он обязательно приезжал к колодцу, здесь же собирался народ, говорили речи, организовывали гулянья. Пили воду из колодца Расул Гамзатов, Чингиз Айтматов. Отведали студеной водицы и мы: вдруг поможет?

Что любопытно

К родникам в Чишминском районе отношение особое: это, говорят здесь, живая нить, которая связывает прошлое с будущим. Почти каждый родник в районе имеет свое имя, историю и поэтическую легенду. Один из самых знаменитых — древний родник Аулия у деревни Кара-Якупово. Воду его в деревне считают самым дорогим угощением, поклониться святому источнику едут даже из Бухары. Известен родник и целебными свойствами: с его помощью местный экстрасенс многим вернул здоровье души и тела.

Ельцина увековечили в металле

Деревня Теперишево славится совсем уж необычной достопримечательностью — памятником погибшему жеребцу по кличке Ельцин.

— По документам имя у него Асборн, но все звали только Ельциным, — пояснил хозяин лошади фермер Дамир Идиатуллин. — Это был самый статный, самый красивый конь на Бесланском конезаводе, породы английская чистокровная. Приготовили его в подарок президенту Ельцину, но по какой-то случайности до конезавода тот не доехал, и купили жеребца мы.

Свою президентскую кличку конь оправдал: на любых скачках всегда приходил первым и побеждать рвался любой ценой. Чемпионский характер и сгубил скакуна. На одном из районных сабантуев Ельцин понесся было вперед, как вдруг судья объявляет фальстарт. Жеребца, успевшего сделать круг, возвращают на линию старта и вновь дают посыл, когда другие лошади уже ушли дальше. Он их догнал, сделал три круга, с огромным отрывом прилетел к финишу и… умер от разрыва сердца. Английская чистокровная — это вам не деревенский битюг, душевная организация у них потоньше, чем у балерины. «Если бы у нас был под рукой кофеин! Если бы он мог позволить себе проскакать спокойно, без надрыва!» — до сих пор переживает случившееся фермер. А тогда выбрал он самую удачную фотографию лошадки, спроецировал на лист металла и установил на могиле друга. Похоронили Ельцина как бойца, погибшего при исполнении, — стоя.

Что любопытно

В хозяйстве Идиатуллина 300 лошадей и даже действовала конно-спортивная школа. Сейчас школы нет, но кто желает, всегда может приехать покататься: ему оседлают лошадь, дадут инструктора, предложат маршруты разной протяженности. Денег за это не берут. Условие одно: надо предупредить о дне приезда. Заодно здесь можно посмотреть оленей и фазанов.

Мавзолей Хусейн-бека называют первым среди чудес района.

Самое интересное о районе

Откуда пошло название «Чишма»

Чишма в переводе с башкирского — «родник». По преданию, первые поселенцы — мишари с Поволжья Янбарисовы, Байбурины и Асадуллины — долго искали место, где обосноваться, но никак не могли найти воду. А когда наконец увидели родник, так на радостях и назвали свою деревню. В селе Чишмы эти фамилии по-прежнему встречаются через дом.

Деньги есть — Уфа гуляем, денег нет — Чишма сидим

Присказке этой, гуляющей по всей матушке-России, не меньше ста лет. Толкуют ее по-разному. После Гражданской войны на большаке, связывающем район с Уфой, якобы орудовала банда. Лихие люди останавливали ехавших на базар крестьян и требовали выкуп за пропуск в город, приговаривая: «Деньги есть — Уфа гуляем, денег нет — Чишма сидим».

По другой версии, некогда в центре Уфы был шикарный одноименный ресторан, а рядом непрезентабельная забегаловка с дешевой водкой, которую в шутку прозвали «Чишма». И сейчас, стоит кому-то из чишминцев собраться в город, у него непременно спросят: «Деньги появились, что ли?».

Столица кислого молока

Эту славу Чишмы приобрели в военные и послевоенные годы благодаря неутомимости своих женщин. Многие здесь держали коров, а продавать молоко ходили в соседнюю Уфу. Транспорта не было, и расстояние в 50 — 70 км отчаянные молочницы преодолевали пешком, с полными ведрами на коромыслах. Молоко в пути, разумеется, прокисало, но в Уфе были рады и такому: многих оно спасло тогда от голодной смерти.

Мечеть-патриарх в Барсуанбашево

С момента постройки в 1724 году она ни разу не закрывала двери, а во времена советской власти осталась единственной на весь этот край. Сберегли мечеть сами жители: старейшины села держали оборону в райкоме, прося сохранить храм, а мужчины помоложе однажды избили директора школы, когда тот вознамерился поставить в мечети парты. Деревня по сей день считается самой патриархальной в районе: здешние старожилы сочиняют баиты (рифмованные сказания в фольклорном жанре) и грозят крапивой девчонкам, если те не прячут ноги под длинными юбками.

Еремеевский лук

Жителей села Еремеево так и кличут — суганар (от татарского «лук»). Загадка природы: лук у них вырастает богатырских размеров, и другого никто в районе покупать не хочет. Поэтому лук еремеевцы сажают гектарами, а заодно огурцы, помидоры, зелень — теплицы здесь в каждом дворе.

Был ЗАГС — будет музей

Открыть районный краеведческий музей в Чишмах планируют к 9 мая. Займет он здание, где прежде располагался Дворец бракосочетаний: оно, собственно, и предназначалось для музея изначально. Приходите, узнаете много интересного. Потому что прошлое и настоящее чишминской земли гораздо богаче того, о чем мы сейчас рассказали.

Опубликовано: 27.02.15 (11:11)