Отстранение России от Игр 2018

Есть ли смысл подавать в суд?

Согласно с информацией, опубликованной на сайте Международного Олимпийского Комитета, комиссия под руководством бывшего президента Швейцарии Самуэля Шмида рекомендовала исполнительному комитету МОК следующее:

  • применить к спортсменами из России санкции, в т.ч., в отношении формы, флага, гимна, за исключением тех, кто "чист" по допинговым пробам;
  • оценить расходы, понесенные комиссией в ходе её работы.

Исполком, ознакомившись с работой комиссии, принял решение в отношении России, вкратце суть которого сводится к следующему.

Будет приостановлена деятельность Олимпийского Комитета России и членство его президента, спортсмены будут выступать в форме "Спортсмен из России", под олимпийским флагом, под олимпийский гимн, функционеры из Минспорта нашей страны будут лишены аккредитации на играх, а Мутко и его зам Нагорных будут навеки отстранены от Игр. Также МОК решил, что в любой момент сможет ввести еще санкции в отношении любых лиц, если посчитает, что они связаны с системой допинга в нашей стране.

Олимпийский комитет РФ должен будет возместить затраты МОК на расследование, а также внести 15 млн.$ на будущее без допинга.

Правда, МОК допустил возможность отмены своего решения, если ему покажется, что Олимпийский комитет России придерживается его решений, а именно указанных выше положений.

МОК обязался издавать практические рекомендации в отношении того, каким образом всё перечисленное можно исполнить и дал инструкцию по отбору спортсменов на Игры.

Спортсмен должен быть "чистым" в отношении допинга, т.е., ранее не дисквалифицированные за допинг, прошедшие тесты, выполнившие все требования МОК и, естественно, прошедшие квалификацию. МОК пообещал не ущемлять в правах спортсменов из России, которые будут допущены к Играм и оказывать им такую же поддержку, как и остальным.

Что касается руководителей команды и персонала команды, то никто из руководства, участвовавшего в Играх в Сочи в 2014 г. не будет допущен. Тренеры и врачи, кто вел спортсменов, уличенных в допинге, также не будут приглашены. Все приглашения будут исключительно на усмотрение МОК.

Без сомнения, МОК крайне могущественная и влиятельная организация, но давайте посмотрим, какие полномочия у Комитета есть и может ли он принимать столь серьезные для имиджа нашего государства решения.

Возрождение Олимпийских Игр произошло в 1892 г. в Париже, где был собран комитет по созданию международного олимпийского движения, идейным вдохновителем которого стал тогдашний генеральный секретарь союза французских спортивных ассоциаций барон Пьер де Кубертен.

Таким образом, основателем современного олимпийского движения был действующий спортивный функционер, имеющий для воплощения в жизнь своих идей сформированную спортивную базу и уже в 1896 году состоялись первые Олимпийские Игры.

Олимпийское движение развивалось более 100 лет и на текущий момент, МОК является органом высшей власти олимпийского движения, которое, помимо самого МОК включает в себя международные федерации (неправительственные организации), а также олимпийские комитеты стран, которые имеют свои цели и задачи, а также выполняют различные функции в целях олимпийского движения и являются его членами.

Однако, вернемся к МОК. Как орган высшей власти в Движении, МОК вправе издавать решения, касающиеся Движения, участия в нем, а также иных связанных вопросов.

Основным документом, регулирующим Движение и связанные с ним явления, является Олимпийская Хартия. Хартия являет собой 103-страничный документ, опубликованный на сайте Комитета. Это, своего рода "конституция" олимпийского движения.

Она содержит фундаментальные принципы Движения, положения по федерациям и комитетам, самим Играм, а также положения об оценке, дисциплинарным процедурам, спорным моментам и санкциям. Всё это представлено в разделе 6 Хартии.

Решением МОК наложены санкции на Олимпийский Комитет России, спортсменов, тренеров и докторов, а также на функционеров и бывших функционеров Минспорта РФ.

По Хартии, санкции в отношении Национального олимпийского комитета (в контексте олимпийского движения) состоят из приостановлений, причем, Исполком МОК в каждом конкретном случае определяет последствия для НОК и спортсменов, МОК может перестать признавать НОК, что влечет утрату национальным комитетом всех прав, прописанных в Хартии, а также право организовывать сессии свои и принимать сессии Олимпийского конгресса. МОК вправе накладывать ограничения и на иные ассоциации и организации.

В отношении же непосредственно Игр, санкции в виде дисквалификации или отстранения от Игр могут коснуться индивидуальных участников и команд, должностных лиц, руководителей и других членов любой делегации, в т.ч., судей и членов жюри. Любое лицо, получившее аккредитацию на Игры, может быть её лишено. Комитет может накладывать и финансовые санкции на физических лиц, команды и организации в виде штрафов, прекращения финансовой поддержки и возмещения расходов, понесенных МОК.

Таким санкции МОК приняты в соответствии с Хартией, при этом решения Исполкома МОК являются окончательными, вышестоящей инстанции не существует.

МОК, по сути, являет собой некую "вещь в себе", и степень влияния на его решения со стороны заинтересованных лиц весьма и весьма скудна.

Однако, Хартия указывает на возможность обжалования некоторых решений МОК в Спортивный арбитражный суд, расположенный в Лозанне. Однако, не следует забывать о том, что Суд организован по инициативе Хуана Антонио Самаранча в 1983 году (год создания Суда), занимавшего пост президента МОК.

Следовательно, поскольку САС является креатурой МОК, вряд ли он будет принимать решения, которые будут сильно противоречить позиции руководства Комитета, несмотря на то, что в 1994 году официально суд был отделен от МОК. Среди решений суда имеется 26 отказов в удовлетворении требований, предъявленных к МОК, 19 удовлетворенных исков, 5 частично удовлетворенных, 3 решения о неподсудности дел САС и одно дело прекращено.

Среди удовлетворенных и частично удовлетворенных дел присутствуют иски, предъявленные спортсменами, а также национальными олимпийскими комитетами США, Австралии, Латвии и Канады. Причем, НОК США иск выигрывал дважды. Одно из решений в пользу НОК США принято в отношении решения МОК от 27.06.2008 г. МОК тогда отстранил спортсменов из США от участия в играх на 6 месяцев из-за допинга. Решением САС решение МОК признано недействительным и неосуществимым. Другим решением CАС отменено решение МОК от 18.07.2004 г., принятое в отношении команды США, выигравшей золотые медали в эстафете 4х400 метров в Сиднее в 2000 году. Тогда была обнаружена положительная допинг-проба Джерома Янга, одного из членов команды США. Суд отменил решение МОК. Единственное же обращение Российского олимпийского комитета было оставлено судом без удовлетворения. Статистика для нашей страны неутешительная, несмотря на то, что случаи отмены решения МОК имеются.

При этом, как и решение любого третейского суда, решение САС может быть обжаловано в государственном суде. Вероятнее всего, именно этой возможностью попробуют воспользоваться юристы от российского спорта для снижения репутационных рисков России в сфере международного спорта.

Другой вопрос в том, что какое-либо воздействие решения национальных судов на МОК вряд-ли будет иметь. Это и является основной "дубиной" Международного олимпийского комитета. Олимпийские Игры - его детище и участие в них против воли МОК не является возможным. А поскольку ОИ это ещё и большой бизнес, федерациям и национальным комитетам остается лишь подчиняться воле Исполкома МОК и приводить свои внутренние дела в соответствие его требованиям.

Учитывая, что президент МОК заявил о "беспрецедентности нападения на целостность Олимпийских Игр", комментируя принятие решения в отношении России, настроения руководства Комитета оставляют желать лучшего. Скорее всего, решение МОК будет обжаловано, но перспективы такого обжалования весьма туманны. В любом случае, надежда умирает последней.

больше материалов на сайте restra.net