Географические тренды экспансии ритейла в РФ

Центр пространственных исследований, работающий 15 лет на рынке геомаркетинговых услуг, традиционно проанализировал и обновил некоторые географические тренды экспансии ритейла в РФ. Первое исследование было проведено в 2015 году. Сегодня представляем вашему вниманию небольшой анализ второго актуального исследования для понимания общих географических трендов развитости торговой розницы в регионах. Ссылка на инфографику в большом разрешении находится внизу статьи.

В рамках исследования перспективных регионов РФ для развития розничных торговых сетей все субъекты были проанализированы на предмет двух составляющих:

  • Сводный индекс развитости
  • Емкость рынка

При определении Сводного индекса изучались 4 показателя:

  • Уровень жизни — соотношение зарплат и прожиточного минимума.
  • Плотность населения на кв.км.
  • Доля торговых сетей в общем объеме розничной торговли (ОРТ).
  • Наличие логистических узлов в регионе.

Порядок и структура лидеров слегка изменились, возможно, за счет иного способа расчета показателя (доходы в 2014, зарплаты в 2018), однако на верхнем уровне можно сказать, что лидерами по уровню жизни являются две столицы, ЯНАО и дальний восток.

Top-5 по уровню жизни (2018): Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Санкт-Петербург, Москва, Чукотский автономный округ

Top-5 по уровню жизни (2015) Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ненецкий автономный округ

Структура субъектов-лидеров по плотность населения поменялась лишь за счет появления города федерального значения Севастополь. При этом, как и прежде Москва и Питер — самые густо населенные города РФ.

Top-5 по плотности населения (2018) Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Московская область, Республика Ингушетия.

Top-5 по плотности населения (2015) Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия — Алания.

СПб и Ленинградская область до сих пор остаются в пятерке лидеров по доле торговых сетей в общем обороте розничной торговле, при этом остальной состав топ5 субъектов по этому показателю поменялся:

Top-5 по доли торговых сетей в общем ОРТ (2017–2018): Ленинградская область, Новгородская область, Санкт-Петербург, Владимирская область, Томская область

Top-5 по доли торговых сетей в общем ОРТ (2014–2015): Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Адыгея, Мурманская область, Кемеровская область.

К субъектам, в которых расположены, логистические узлы добавились два региона — Татарстан и Крым

Логистические узлы (2017): Москва, Архангельская область, Калининградская область, Мурманская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Астраханская область, Астраханская область, Республика Дагестан, Нижегородская область, Свердловская область, Иркутская область, Новосибирская область, Приморский край, Республика Татарстан, Республика Крым.

Логистические узлы (01.01.2015): Москва, Архангельская область, Калининградская область, Мурманская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Республика Дагестан, Нижегородская область, Свердловская область, Иркутская область, Новосибирская область, Приморский край.

На основе выше перечисленных показателей был выведен сводный индекс развитости регионов. В пятерку лидеров в этом году все также фигурируют Москва, СПб и Татарстан, а также добавились ЯНАО и ненецкий АО.

Сводный индекс (2018): Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ненецкий автономный округ

Сводный индекс (2015): Москва, Санкт-Петербург, Мурманская область, Волгоградская область, Республика Татарстан.

Емкость рынка или суммарные денежные средства населения — второй показатель для определения перспективных регионов. За несколько лет пятерка лидеров не изменилась, поэтому ниже представлена информация только на 2017-2018 год. Ожидаемо, наибольшая емкость рынка у субъектов с наибольшей численностью населения.

Top-5 по емкости рынка (2017-2018), руб.

Москва - 992 718 781 512,
Московская область - 346 445 921 430,
Санкт-Петербург - 303 210 168 811,
Краснодарский край - 172 604 588 935,
Свердловская область - 149 093 845 358

В 2015 лидеры те же и в том же порядке.

На основе сводного индекса развитости региона и емкости рынка в нем, были выведены наиболее перспективные регионы:

Перспективные регионы 2018 Перспективные регионы 2015 Иркутская область Краснодарский край Кемеровская область Москва Краснодарский край Московская область Москва Нижегородская область Нижегородская область Новосибирская область Новосибирская область Республика Дагестан Республика Татарстан Республика Татарстан Санкт-Петербург Санкт-Петербург Свердловская область Свердловская область

Таким образом, наиболее перспективными регионами с точки зрения розничной торговли в 2017–2018г. стали преимущественно крупные регионы западной, южной и средней частей России. В целом список перспективных регионов за несколько лет изменился незначительно: на смену Московской области и Дагестану пришли два субъекта из сибирского федерального округа — Иркутская и Кемеровская области. В остальном, лидеры остались прежними, однако уже визуально на карте можно увидеть небольшую тенденцию к постепенному смещению в сторону средней части России (как раз за счет Кемеровской и Иркутской областей).

«За эти годы наблюдалась борьба лидеров рынка в сегменте FMCG, наблюдалась консолидация игроков, есть заметные M&A сделки за эти годы, в том числе и в сегменте DIY, — отмечает генеральный директор Центра пространственных исследований, Денис Струков, — в сегментах non- food влияние e-commerce усиливается, а платежеспособность населения, хоть и неравномерно, но снизилась. В итоге, на наш взгляд, в краткосрочной перспективе будет наблюдаться замедление темпов органического роста торговых точек Центральной части России, однако, исходя из особенностей развития регионов России, географической «инерционности», в ближайшие годы продолжится экспансия ритейла на юг и восток. Это заметно по нашим запросам по оценке локации. Еще один позитивный тренд для роста в регионах — это поддержка малого предпринимательства со стороны государства, что заставляет многих ритейлеров рассматривать или даже вернуться к франчайзинговым схемам развития. Крупным ритейлерам в долгосрочной перспективе, следует тщательно взвешивать стратегию выбора экспансии между этими регионами: рискованный, но привлекательный Крым, который стал ближе к России или Дальний Восток, который ближе к Китаю? А, может, ритейлеры построят стратегии по развитию в страны СНГ и дальнего зарубежья, а Дальний Восток и Юг России так и останется самобытным, насыщенным, в основном местными игроками? Что выберут лидеры российской торговой розницы — поживем, увидим».

Исследование не является полным и не учитывает многих факторов и данных. Более подробный и вдумчивый анализ может улучшить динамику и более конкретизировать географические тренды по муниципальным образованиям РФ, понять специфику территорий, населения, использовать также и новые данные и знания о целевой аудитории от качественно новых источников, в т. ч. Big Data, которые формируются на рынке.

Кроме того, следует принимать во внимание, что компании, использующие платформы класса ERP, BI, CRM, в том числе, на базе программных продуктов «1С», могут самостоятельно проводить подобного рода анализ на базе собственной аналитики и внешней геоаналитики api.geointellect, которая интегрируется с ПО семейства «1С».

Скачать результаты исследования в инфографике можно по ссылке.

Также читайте: 4 способа повысить продажи в прикассовой зоне

Retail.ru

Теги: api.geointellect сводный индекс

Статья относится к тематикам: Исследования и рейтинги