Фотография со звуком или музыка на костях | РетроТехника. Просто о сложном. | Яндекс Дзен

Фотография со звуком или музыка на костях

437 full reads
540 story viewsUnique page visitors
437 read the story to the endThat's 81% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Музыка на костях
Музыка на костях
Музыка на костях

Совсем недавно, всего несколько десятков лет тому назад, не было сотовых телефонов и планшетов, интернета, Skype и WhatsApp. Это было время, когда для того, чтобы позвонить в другой город, нужно было прийти на узел связи и заказать переговоры. При этом человеку, с которым вы хотите поговорить, высылалась телеграмма с адресом переговорного пункта или почтового отделения, с датой и временем переговоров. Учтите, к тому же, разницу времени в разных часовых поясах нашей страны и все вызванные этим неудобства, а также фактор плохой погоды и удалённости места, куда Вы должны явиться и т.д. и т.п… И вот Вы пришли! В помещении переговорного пункта было несколько, а иногда довольно много, кабинок с телефонными аппаратами, со стеклянными дверями и нарисованными на них номерами.

Типичная кабинка для переговорного пункта.
Типичная кабинка для переговорного пункта.
Типичная кабинка для переговорного пункта.

Вы подходите к оператору, показываете телеграмму с вызовом и садитесь ждать когда вас пригласят на переговоры. Время от времени оператор объявляет по громкой связи что-то типа: -"Петров, Иркутск, кабинка номер четыре!" Вы бежите в эту кабинку и, если повезёт, можете поговорить несколько заказанных минут с кем-то в другом городе… Можно было заказать переговоры и на домашний телефон из переговорного пункта или с домашнего на другой домашний или на переговорный пункт… Всё довольно сложно, но и это было немало! Были, конечно, домашние и служебные телефоны и кодовый набор в другие регионы, но это сделать не всегда удавалось, а домашний телефон был скорее роскошью, чем обычным предметом в наших домах. Вот тогда-то и была очень востребована и популярна такая услуга, как звуковое письмо. Представьте себе: вы получаете письмо. Простой почтой, разве что, большего размера, чем обычно. Открываете его и видите фотографию дорогого Вам человека на фоне моря, пальм и кипарисов с дыркой в середине.

Звуковое письмо из Сочи. Фото с моего сайта РетроФотоКиноТехника XIX-XX век
Звуковое письмо из Сочи. Фото с моего сайта РетроФотоКиноТехника XIX-XX век
Звуковое письмо из Сочи. Фото с моего сайта РетроФотоКиноТехника XIX-XX век

авите эту картинку на проигрыватель звуковых пластинок, включаете, и сквозь характерное шипение слышите родной голос с рассказом о впечатлениях об отдыхе или просьбой выслать денег… Так же любой человек, находящийся в отпуске или командировке, мог купить сувенир в виде открытки с видами местных достопримечательностей и звуковой дорожкой популярной мелодии. Мне запомнились такие открытки с видами Сочи и Абхазии и записанными на них песнями "У моря, у синего моря…" и "О море в Гаграх, о пальмы в Гаграх…". Их продавали в многочисленных ларьках с сувенирами на наших Сочинских пляжах. А записать своё звуковое письмо можно было в студиях звукозаписи в так называемых "Домах Быта" или в специальных павильонах с звукозаписывающим оборудованием. Что же представляли из себя эти чудо-аппараты, которые позволяли сотворить такие сувениры? O, это нужно было видеть! Я себя считаю достаточно удачливым человеком. Ведь за время моей жизни я видел почти все этапы развития радиотехники, телевидения, звукозаписи, видеозаписи… Не говоря уже о сотовой связи. С детства я занимался радиолюбительством и живо интересовался всеми этими вопросами. Но вернёмся к звукозаписи на картинках. По современным меркам этот аппарат (Рекордер) был до безобразия прост!

Прекрасный образец Рекордера 70-х годов XX века.
Прекрасный образец Рекордера 70-х годов XX века.
Прекрасный образец Рекордера 70-х годов XX века.

Это был прямоугольный корпус, на верхней плоскости которого имелся диск, вращающийся со скоростью 78 оборотов в минуту. В его центре была ось с резьбой на которую насаживался лист фотографии на картонной основе для жёсткости и закреплялся воротком в виде крупного плоского цилиндра с насечкой. Рядом с диском был вращающийся валик, по резьбе которого двигалась каретка со штангой. На конце штанги была так называемая головка с иглой, которая при движении по поверхности закреплённого листа фотографии царапала "дорожку". Специальная мембрана передавала на иглу звуковые колебания от лампового усилителя рекордера. В результате при вращении листа на его поверхности появлялась винтовая звуковая дорожка. Наши умельцы при отсутствии в продаже готовых рекордеров изготавливали их даже в домашних условиях. Достаточно было иметь в друзьях или знакомых хорошего токаря и чтобы руки мастера дружили с головой. Я видел такие самоделки в начале 70-х годов в комиссионных магазинах. В качестве звуконосителя, т. е. листа, на котором нарезалась звуковая дорожка, использовалась специальная фотобумага с толстым защитным слоем или, а по факту, в основном рентгеновские снимки! Они как нельзя лучше подходили для этой цели.

Рентгеновский снимок с записанным на неё звуком.
Рентгеновский снимок с записанным на неё звуком.
Рентгеновский снимок с записанным на неё звуком.

Ведь их основа — это толстая плёнка с идеально ровной поверхностью. В центре плёнки делалось отверстие и звуконоситель готов! Как завораживало нас мальчишек зрелище нарезания звука на этих аппаратах. Быстро вращается диск, медленно движется каретка с иглой на штанге, из под иглы струится тонкая стружка и наматывается на зажимную гайку в центре диска… Такие пластинки так и называли — музыка на костях! Записывалась на них, в основном, та музыка, которая официально была под запретом в распространении. В подавляющем большинстве, это были записи плохого качества Александра Вертинского, Петра Лещенко, Владимира Высоцкого и других не обласканных властями исполнителей, а также западных рок-музыкантов. За людьми, которые торговали такими пластинками, охотилась милиция. Для спекулянтов было очень удобно их прятать. Так целую пачку можно было просто свернуть в трубку и засунуть в рукав, или слегка согнуть и спрятать за пазуху. Проигрывались они на любом звуковоспроизводящем устройстве от патефона до проигрывателя или радиолы — так называли ламповый радиоприёмник со встроенным проигрывателем грампластинок.

Радиола Урал-112.
Радиола Урал-112.
Радиола Урал-112.

При покупке такой музыки на костях не было никакой гарантии, что вы купили то, что хотели. Особенно, если Вы сказали продавцу, какую пластинку ищите. Она непременно окажется в наличии, ведь проверить-то негде. Моё первое знакомство с западной музыкой состоялось на пластинках в виде открыток, правда иностранного производства и достаточно хорошего качества записи. Я тогда жил, как впрочем и продолжаю жить, в Сочи. Мне было примерно двенадцать лет. Рядом с нами жил парень вдвое старше меня и он привёз из Ленинграда целую стопку таких записей на открытках размером с в пол-тетрадного листа. на каждой была записана всего одна композиция. В большинстве это были записи Битлз, а также немного Роллинг Стоунс и Элвиса Пресли.

Открытка с записью Beatles.
Открытка с записью Beatles.
Открытка с записью Beatles.

Представьте себе пацана, который целыми днями сидит перед проигрывателем и слушает музыку, меняя пластинки одну за другой… Это был я! Это продолжалось примерно месяц. С тех пор я, мягко говоря, поклонник музыки Beatles.

Заметка получилась немного сумбурная и, наверное, на этом можно её и закончить, но вспомнил ещё кое что! После окончания школы я уехал в Ленинград и поступил учиться в институт. Будучи студентом первого курса, я однажды гулял по городу и забрёл в Гостиный Двор, тогда это был самый большой магазин Ленинграда. Там я случайно встретил студента нашего ВУЗа, с которым мы вместе жили в общежитии будучи абитуриентами. Факультеты были разные, поэтому наши пути разошлись. Оказалось, что он приехал купить пластинки и послать их домой. Выбор был невелик, но к нам подошёл парнишка и предложил купить у него эти самые записи на костях! Это был рулон рентгеновских снимков с записанной на них музыкой, что-то около двадцати штук. По заверениям парня там была самая популярная на то время музыка, стоили они не дорого и товарищ их купил все, оптом. В подарок нам был добавлен ещё один снимок, на котором, якобы, была записана какая-то песня про пиво! Довольные мы поехали домой, в общежитие. Там у нас в "Ленинской комнате" была радиола. Можно было в свободное время послушать радио, прокрутить пластинку, короче, отдохнуть. Было даже пианино… Короче, мы решили послушать приобретённые записи. Как оказалось, там была записана всякая ерунда, в отвратительном качестве, а вместо песни про пиво было просто шипение, а потом грубый мужской голос произнёс: -"Что, хочешь пива?" и дружный хохот… Как сказали бы сейчас, мы лоханулись! Через какое-то время я снова встретил этого товарища и он мне признался, что продал эти записи там же и такому же простаку, как и мы. Такое было время, сказал бы: даже не верится, но не скажу. Так всё и было!