577 подписчиков

Эпоха русского балета: Мариус Петипа

2,3K прочитали

С именем Мариуса Петипа связана целая эпоха русского балета. Он поставил более 60-ти балетных спектаклей, соединив гармонию музыки и хореографии, французский шарм и грацию с русским духом.

Мариус Петипа (1818 — 1910), французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.
Мариус Петипа (1818 — 1910), французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.

По сути, Петипа создал сценическую форму постановки танца и стиль, которые сегодня называют классическим балетом, и определил пути его развития на многие годы вперед.

Классический балет. Сцена из балета "Лебединое озеро"
Классический балет. Сцена из балета "Лебединое озеро"

Детство и юность

Родился будущий балетмейстер в 1818 году в портовом Марселе в театральной семье. Его мать Викторина Морель-Грассо была драматической актрисой, отец Жан Антуан – танцовщиком, педагогом, балетмейстером. С раннего детства старшего сына Люсьена и младшего Мариуса отец обучал искусству танца, тайнам хореографии. Профессиональная судьба сыновей была предопределена. Даже фамилия пророчила им жизнь, связанную с балетом, ведь «петипа» означает маленький шаг, па. Однако поначалу, по признанию Мариуса, он не испытывал тяги к искусству танца.

Мариус Петипа в 15 лет
Мариус Петипа в 15 лет

Как все театральные семьи того времени, семейство Петипа постоянно переезжало, устраиваясь ненадолго то в Брюсселе или Бардо, Париже или Нанте, везде, где удавалось найти ангажемент. В своих воспоминаниях Мариус Петипа рассказывает, что общее образование он получил в Брюсселе в Большом колледже. Посещал также консерваторию, осваивал игру на скрипке, изучал сольфеджио.

Впервые на сцене Мариус появился в девятилетнем возрасте, участвуя в балетной постановке отца «Танцемания». Тогда его маленькая роль состояла в выходе из волшебного фонаря в костюме савояра с обезьянкой в руках. А уже в 16 лет юноша получил место солиста в театре Нанта.

Жан Годешар. Мариус Петипа в балете "Танцемания"
Жан Годешар. Мариус Петипа в балете "Танцемания"

В 1839 году Мариус с отцом отправился за океан в Америку, но вернулся в Париж без гроша в кармане. В столице продолжил обучение искусству танца. Судьба в этот период была благосклонней к его брату, Люсьена приняли в Парижскую оперу, вскоре он стал ее премьером. Мариусу отказали, и юноша уехал в Бордо. Выступив в дебютных спектаклях «Жизели», «Пери» и «Тщетной предосторожности», молодой танцор был принят на службу в театр, где попробовал себя также в роли балетмейстера.

Следующие несколько сезонов он танцевал в Королевском театре Мадрида. С ним подписали контракт на двенадцать тысяч франков жалованья с бенефисом. Полагался также двухмесячный отпуск. Молодой танцовщик серьезно заинтересовался народными танцами и в первые же отпускные месяцы вместе с примой Ги Стефан отправился в Андалусию. В этом турне Мариус изучал характерные испанские танцы, которые позже ярко оживут в его балетной хореографии. Подлинное фанданго Петипа вставит и в оперу «Кармен».

Жизнь и творчество в Петербурге

В мае 1847 году Мариус Петипа прибыл в Петербург по приглашению Директора императорских театров.

М.Петипа в России . СПб, 1855г.
М.Петипа в России . СПб, 1855г.

Гедеонов подписал с танцовщиком контракт на амплуа актера мима и объявил, что театральный сезон начнется через четыре месяца, но жалованье он будет получать с момента пересечения границы и ему выдадут аванс. Петипа пришел в восторг, он попал в настоящий рай, о чем немедленно написал матери в письме.

Мать, драматическая актриса Викторина Морель-Грассо с детьми Мариусом, Люсьеном (стоит) и Аматой-Викториной Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Мать, драматическая актриса Викторина Морель-Грассо с детьми Мариусом, Люсьеном (стоит) и Аматой-Викториной Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

И сделал все от него зависящее, чтобы остаться здесь навсегда.

Мариус Петипа прожил в России более шестидесяти лет, свыше сорока возглавлял балетную труппу Мариинского театра. За это время на престоле сменилось четыре императора, в театре восемь директоров, а балетмейстер сумел выстоять в водовороте бурных закулисных интриг. Он был не только превосходным хореографом, выстраивая взаимоотношения героев на сцене, но и дипломатом в жизни.

Петипа считал Россию второй родиной и в 1894 году получил русское подданство, носил отчество Иванович, но так и не овладел русским языком. Благо, все его понимали, ведь термины в балете сплошь французские. Да и окружение Петипа прекрасно изъяснялось на французском, преград в общении не было.

Но вернемся к его первым месяцам пребывания на русской земле. Свободные месяцы до открытия сезона Петипа знакомился с городом, ходил в Эрмитаж и, конечно, упражнялся у станка, чтобы не терять форму.

Санкт-Петербург, Университетская набережная,  XIX век
Санкт-Петербург, Университетская набережная, XIX век

Первым его выходом на петербургскую сцену стала партия Люсьена в балете «Пахита». Он не только танцевал, но и выступил хореографом, перенеся балет Жозефа Мазилье из Парижа в Петербург. Его появление на сцене имело огромный успех у публики, однако критики отнеслись к артисту прохладно.

Он танцевал главные партии в «Эсмеральде», «Фаусте» «Корсаре», поставленных Жюлем Перро.

Петипа в балете "Фауст" в 1867 г.
Петипа в балете "Фауст" в 1867 г.

Классические танцы не были коньком Мариуса Петипа, он блистал в характерных и народных танцах, ему идеально удавались мимические сцены. Черные живые глаза, выражающие гамму различных эмоций и настроений, красноречивые жесты поднимали танцовщика на высоту, которую достигали немногие. Петербургская балерина Екатерина Вазем вспоминала, что «в характерных танцах он был превосходен: декоративен, увлекателен, полон выразительности и темперамента».

М. Петипа – Таор («Дочь фараона»). 1862
М. Петипа – Таор («Дочь фараона»). 1862

К первым хореографическим работам Петипа относится версия балета «Лида, швейцарская молочница», созданная Ф. Тальони, и номера для дивертисмента «Звезда Гренады». В 1859 году Петипа стал помощником Артура Сен-Леона, занимавшего пост главного балетмейстера Императорских театров.

Артур Сен-Леон (1821-1870). Известный французский балетный танцор и хореограф.
Артур Сен-Леон (1821-1870). Известный французский балетный танцор и хореограф.

Первая крупная работа Петипа, как самостоятельного балетмейстера – балет «Дочь фараона», поставленный на музыку Ц. Пуни. Сюжетом послужил «Роман о мумии» Готье. Мариус Иванович выступил не только хореографом, но и либреттистом. Балет был поставлен за рекордные шесть недель.

Сцена из балета "Дочь фараона"
Сцена из балета "Дочь фараона"

Творец шедевров

Среди многочисленных постановок Петипа версии и редакции французских балетов, перенесенные на петербургскую сцену, и оригинальные самостоятельные работы. Известная балерина Е. Гельцер писала, что Мариус Иванович обладал исключительным вкусом. Любая хореографическая фраза «неразрывно сливались с музыкой и с образом». Маэстро тонко чувствовал и передавал стилистику эпохи, его художественное чутье помогало раскрыть сущность индивидуальных дарований каждой балерины, каждого танцовщика.

Учащиеся Императорского Театрального училища в мазурке из балета "Пахита". Справа-юный Михаил Фокин (1893)
Учащиеся Императорского Театрального училища в мазурке из балета "Пахита". Справа-юный Михаил Фокин (1893)

Интересные сведения о работе балетмейстера оставили на страницах своих воспоминаний русские танцовщики Н. Легат и А. Ширяев. Они писали, что ансамблевые построения Петипа часто разрабатывал дома, приглашая к себе скрипача и пианиста. Планируя постановку, он расставлял на столе небольшие фигурки из папье-марше, изображающие танцовщиц и танцовщиков. Внимательно изучал разные построения, перемещая фигуры. Удачные комбинации заносил детально в записную книжку: балерин отмечал кружкАми, танцовщиков крестиками, а различные перемещения – стрелками, линиями, черточками, значение которых знал только он.

Заметки Мариуса Петипа при разработке хореографических сцен балета
Заметки Мариуса Петипа при разработке хореографических сцен балета

Что касается сольных вариаций, па-де-де и отдельных номеров, то их сочинял на репетициях. Сначала внимательно слушал музыку, которую проигрывали музыканты. Долго молча обдумывал. Потом снова просил сыграть мелодию и уже сочинял, что было видно по жестикуляции, мимике лица, затем объяснял исполнителю рисунок танца.

Подлинным шедевром хореографа стал балет на музыку Минкуса «Баядерка». Это произведение – своеобразный мостик между двумя эпохами балетного искусства романтизма и классицизма. В постановку маэстро ввел национальные индийские танцы, воссоздав в спектакле колоритную восточную атмосферу.

Балет "Баядерка". Сцена из 1 акта. 1900 г.
Балет "Баядерка". Сцена из 1 акта. 1900 г.

Свои наилучшие работы Мариус Петипа создал в весьма преклонном возрасте. В 72 года взялся за постановку «Спящей красавицы» на музыку Петра Чайковского. Спектакль имел невероятный успех, на сцене находилась вся труппа, покорявшая удивительными танцами, а в финале грандиозным балом, где появлялись персонажи сказок Шарля Перро. Еще при жизни Петипа балет сыграли более двухсот раз. В 77 лет совместно с хореографом Ивановым он занялся постановкой «Лебединого озера». Маэстро выстроил сцены во дворце, работал над эпизодами, связанными с образом черного лебедя. Последний шедевр Петипа – балет «Раймонда на музыку Глазунова, балетмейстер поставил его в год своего восьмидесятилетия.

Семья

Первой женой Петипа стала в 1854 году русская балерина Мария Суровщикова.

Мария Суровщикова-Петипа (1836-1882)- первая супруга Мариуса Петипа
Мария Суровщикова-Петипа (1836-1882)- первая супруга Мариуса Петипа

Муж сыграл немалую роль в ее карьере: ставил для нее выигрышные номера, устроил гастрольную поездку в Париж. В этом браке у Петипа родилась дочь Мария, которая пошла по стезе родителей и стала балериной. Через 15 лет совместной жизни супруги расстались, однако только после смерти первой жены Мариус Иванович женился во второй раз. Его избранницей стала танцовщица Любовь Савицкая, которая была моложе его на несколько десятилетий. Петипа признавался, что «только с Любой познал полнейшее семейное счастье». У них родилось четыре дочери и два сына. Все дети связали свою жизнь с театром, став танцорами или драматическими артистами.

Петипа умер в Гурзуфе в возрасте 92 лет, похоронен в Петербурге.

Похоронный кортеж Мариуса Петипа, 17 июля 1910 г., Санкт-Петербург.
Похоронный кортеж Мариуса Петипа, 17 июля 1910 г., Санкт-Петербург.

Сценическая биография многих его творений продолжается поныне, они стали символом совершенства классического балета и лучшим памятником их создателю.

С именем Мариуса Петипа связана целая эпоха русского балета. Он поставил более 60-ти балетных спектаклей, соединив гармонию музыки и хореографии, французский шарм и грацию с русским духом.-17
С именем Мариуса Петипа связана целая эпоха русского балета. Он поставил более 60-ти балетных спектаклей, соединив гармонию музыки и хореографии, французский шарм и грацию с русским духом.-18