7365 subscribers

Британский пикирующий бомбардировщик Blackburn B-24 Skua.

2,4k full reads
4,3k story viewsUnique page visitors
2,4k read the story to the endThat's 57% of the total page views
3 minutes — average reading time

Добрый день. Примерно год назад на нашем канале начали выходить статьи посвященные одномоторным пикировщикам времен Второй Мировой войны. Это был отдельный класс специализированных бомбардировщиков, который был сформирован в тридцатых годах прошлого века. Подобные самолеты стали появляться во всех странах с развитой авиационной промышленностью. Начавшаяся война показала их высокую эффективность. В разные годы было разработано несколько десятков проектов подобных машин. Какие-то из них выпускались крупной серией и сыскали всемирную известность, а какие-то остались в тени и применялись весьма ограниченно. Некоторые государства так и не приняли на вооружение самолеты подобного класса, несмотря на затраченные усилия по их разработке. В первую очередь это касалось Советского Союза. В разное время у нас разрабатывалось несколько проектов подобного класса, но ни один из них так и не был доведен до логического завершения (Ссылка на статью). Позже мы рассмотрели французские (Ссылка на статью) и итальянские машины (Ссылка на статью) данного класса. Сегодня же речь пойдет о британском палубном пикирующем бомбардировщике Blackburn Skua, который активно применялся на начальном этапе Второй Мировой войны. Кстати говоря, именно этому типу самолетов принадлежит первая официально подтвержденная воздушная победа британских летчиков. 26 сентября 1939 года пикировщик Blackburn Skua Mk.II (L2873) из состава 803-ей эскадрильи FAA сбил немецкую летающую лодку Dornier Do. 18D-3 из 2-ой эскадрильи 506-й береговой авиагруппы Люфтваффе.

История разработки.

Разработка данной машины велась на конкурсной основе в середине тридцатых годов. Еще в 1934 году Министерством авиации Великобритании была выдана спецификация 0.27/34 на новый многоцелевой самолет в интересах флота. В ней задавались требования к основным характеристикам самолета, его конструктивным особенностям, а также стоимости производства и эксплуатации. С учетом всех этих условий, несколько ведущих производителей авиационной техники представили свои проекты. Победителем был объявлен проект компании Blackburn Aircraft Company под индексом B-24 Skua. Разработан он был под руководством авиаконструктора Дж. Э. Петти. Через год (апрель 1935 года), после согласования всех необходимых условий, с компанией был подписан контракт на строительство двух прототипов для проведения всесторонних испытаний. Предполагалось оснастить их девятицилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Bristol Mercury IX с последующей заменой на более мощное изделие (уже на серийных самолетах). Их сборка велась на заводе компании в Бро (Восточный Йоркшир). Первый опытный экземпляр под номером K5178 был построен к концу 1936 года.

После проведения всех необходимых наземных испытаний самолет стали готовить к этапу летных испытаний. Первый полет состоялся 9 февраля 1937 года. Пилотировал машину летчик-испытатель А. М. Блейк. В целом машина оценивалась положительно, но все-же в конструкцию пришлось вносить определенные изменения. Эксплуатация первого прототипа продолжалась до начала 1939 года. На нем была проведена полная программа испытаний, в том числе и полеты с авианосцев. Второй опытный экземпляр (с номером K5179) присоединился к программе летных испытаний в мае 1938 года. Он имел некоторые отличия от первой машины. В частности, с целью изменения центровки была увеличена длина носовой части самолета. Испытания были признаны успешными. Стоит отметить что еще до завершения всего цикла испытаний, было принято решение о запуске самолета в серийное производство. В отличии от прототипов серийные экземпляры отличались установкой более мощного двигателя Bristol Perseus XII.

Авиационный двигатель Bristol Perseus XII. Источник фото: https://www.enginehistory.org/
Авиационный двигатель Bristol Perseus XII. Источник фото: https://www.enginehistory.org/
Для справки. Авиационный двигатель Bristol Perseus XII. Был разработан британской компанией Bristol Engine Company. Конструктивно представлял собой однорядный звездообразный девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Мощность изделия на земле составляла 830 л. с. при 2650 об/мин. Номинальная мощность на высоте 2000 метров составляла 730 л. с. при 2400 об/мин, а максимальная мощность доходила примерно до 900 л. с. Вес сухого мотора составлял 465 кг. Объем- 24,9 литров. Применялся на различных самолетах военного и гражданского назначения, таких как Blackburn B.26 Botha, de Havilland DH.95 Flamingo, Blackburn B-24 Skua и некоторых других.

При этом рассматривались и другие возможные варианты силовых установок, в частности девятицилиндровый звездообразный двигатель Bristol Mercury. Однако им решено было оснащать двухмоторные многоцелевые самолеты Bristol Blenheim. Первая серийная машина Blackburn Skua Mk. II с бортовым номером L2867 совершила свой первый полет 28 августа 1938 года. Всего было изготовлено 192 экземпляра включая два летных прототипа. Также стоит отметить, что на основе многоцелевого пикировщика Blackburn Skua Mk. II был разработан палубный истребитель Blackburn B-25 Roc.

Истребители Blackburn B-25 Roc. Источник фото: http://axis-and-allies-paintworks.com/
Истребители Blackburn B-25 Roc. Источник фото: http://axis-and-allies-paintworks.com/
Для справки. Палубный истребитель Blackburn Roc. Был разработан в компании Blackburn Aircraft Company во второй половине тридцатых годов в соответствии со спецификацией O.30/35. Конструктивно представлял собой двухместный одномоторный свободнонесущий низкоплан с турельным вооружением. Всего было заказано 136 самолетов, которые выпускались по субподряду компанией Boulton Paul Aircraft в Вулверхэмптоне. Несколько экземпляров эксплуатировалось в модификации гидросамолета. По итогу оказался не самым удачным британским истребителем. Ограниченно применялся на начальном этапе войны до 1940 года. После этого он продолжал эксплуатироваться на второстепенных ролях примерно до 1944 года.

Серийные пикировщики поступили в основном на вооружение 800-ой, 801-ой, 803-ей и 806-ой эскадрильи FAA (Воздушных сил флота). Они активно эксплуатировались в течении первых двух лет войны на различных театрах боевых действий. Они применялись по ходу проведения операций у берегов Франции, Норвегии и в Средиземноморье. Пикировщики наносили удары по морским и наземным целям, вступали в воздушные бои с самолетами противника. В целом они показали достойные результаты, но так или иначе Blackburn Skua Mk. II являлся аутсайдером. Развитие авиации тогда шло очень высокими темпами. Самолет созданный по спецификации середины тридцатых годов в начале сороковых уже полностью устарел. Да и потери этих самолетов также были высоки. Тем не менее, в начале сороковых город, уцелевшие экземпляры этого пикировщика не списали, а перевели на вспомогательные роли. Он использовался в качестве учебных машин и буксировщиков мишеней. Последние Blackburn Skua Mk. II были списаны только в марте 1945 года.

Конструктивные особенности и основные характеристики.

Данный одномоторный пикировщик представлял собой цельнометаллический свободнонесущий двухместный низкоплан классической компоновочной схемы с убирающимся шасси. В носовой части фюзеляжа размещалась силовая установка с трехлопостным винтом изменяемого шага De Havilland и элементы сопутствующих функциональных систем. Как уже отмечалось выше, на данном пикировщике применялся двигатель Bristol Perseus XII. Он крепился к мотораме на несколько специальных узлов. Сама моторама представляла собой ферменную конструкцию с кольцом в основании. Мотоотсек отделялся противопожарной перегородкой.

Схема моторамы самолета Blackburn Skua Mk. II.
Схема моторамы самолета Blackburn Skua Mk. II.

За ним размещалась кабины для двух членов экипажа со всем необходимым специальным оборудованием и оборонительным вооружением. Сами кабины выступали над верхней кромкой фюзеляжа и закрывались общим фонарем. Ниже находился бомбоотсек под одну бомбу калибра 226,8 кг вместе со специальным приспособлением, которое отводило ее при сбросе с пикирования за плоскость винта. В центральной части размещались топливные баки и различное оборудование. В задней части находились элементы системы управления и отсек с тормозным крюком. Фюзеляж самолета типа полумонокок круглого сечения. Его каркас состоял из набора лонжеронов, стрингеров и шпангоутов. Конструкцией были предусмотрены водонепроницаемые отсеки, которые обеспечивали самолету возможность оставаться на плаву в случае необходимости (к примеру если он был сбит над морем). Трапециевидное двухлонжеронное крыло состояло из центроплана и двух консолей. Последние крепились к центроплану на шарнирных устройствах, что позволяло складывать их в случае необходимости. Зализы крыла плавно переходили в фюзеляж.

Компоновочная схема самолета Blackburn Skua Mk. II.
Компоновочная схема самолета Blackburn Skua Mk. II.

В состав механизации крыла входили элероны типа Фрайз и щитки-закрылки. Оперение- классического однокилевого типа. Передние стойки шасси были убирающиеся. Для этого в консолях крыла предусмотрели специальные ниши. Костыльное колесо сделали неубираемым. Самолет был оснащен всем необходимым пилотажно-навигационным и контрольным оборудованием, а также радиостанцией. В состав стрелкового вооружения входило четыре 7,7-мм пулемета Browning и один оборонительный 7,7-мм пулемет Lewis. В завершении обзора приведем таблицу с основными летно-техническими характеристиками самолета.

Основные летно-технические характеристики самолета Blackburn Skua Mk. II.
Основные летно-технические характеристики самолета Blackburn Skua Mk. II.

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://www.airwar.ru/, https://www.enginehistory.org/, http://axis-and-allies-paintworks.com/, https://www.baesystems.com/, http://retromodels.ru/, https://war-book.ru/, http://scalemodels.ru/, Справочник по иностранным самолетам. Издательство ЦАГИ 1939 год, книга С. Цветков. Палубная авиация Второй Мировой войны, Справочник по иностранным авиационным двигателям. Издательство НО СССР 1939 год, книга Ремонт и обслуживание самолета Blackburn Skua Mk. II. 1938 год.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).