Какие немецкие пикировщики составляли конкуренцию знаменитому Ju. 87 "Stuka" во время разработки? | Авиационное обозрение | Яндекс Дзен
6195 subscribers

Какие немецкие пикировщики составляли конкуренцию знаменитому Ju. 87 "Stuka" во время разработки?

5,8k full reads
8,4k story viewUnique page visitors
5,8k read the story to the endThat's 69% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Приветствую. К середине тридцатых годов прошлого века в мировом военном авиастроении наметилась тенденция к формированию отдельного класса ударных машин- пикирующих бомбардировщиков. Работы по этому направлению велись во всех странах с развитой авиационной промышленностью. Ранее на канале мы уже неоднократно выпускали статьи посвященные одномоторным пикировщикам того времени. К примеру, в последней публикации по данной теме, мы рассказали о не самом известном британском пикирующем бомбардировщике Blackburn B-24 Skua (Ссылка на статью). Машина не запускалась в массовое серийное производство и довольно быстро, что называется "сошла со сцены". Пикировщик активно применялся по своему прямому назначению только в начальный период войны, а примерно с 1941 года был переведен на вспомогательные роли (для обучения, буксировка мишеней). Самым известным самолетом в данном классе, безусловно стал Junkers Ju. 87 (в различных модификациях). Он был одним из символов немецкого блицкрига первых двух лет войны. Начальные изыскания по данному проекту началась еще в 1933 году. Ведущим конструктором по программе нового пикирующего бомбардировщика был назначен Герман Польман. Создавался он в соответствии со спецификацией на перспективный ударный самолет, выданной немецким Министерством авиации (RLM).

Рисунок пикировщика Ju 87B-2/U4. Автор: Vlastimil Suchy. Источник: http://warwall.ru/
Рисунок пикировщика Ju 87B-2/U4. Автор: Vlastimil Suchy. Источник: http://warwall.ru/
Рисунок пикировщика Ju 87B-2/U4. Автор: Vlastimil Suchy. Источник: http://warwall.ru/

Разработка велась на конкурсной основе, к которой были привлечены ведущие немецкие авиастроительные компании. Стоит отметить что объявленный конкурс проходил в два этапа. На первом этапе перед разработчиками ставилась задача в кратчайшие сроки подготовить легкий пикирующий бомбардировщик, который должен был выполнять роль переходной модели (по одному из источников соответствующая спецификация была выдана 11 февраля 1934 года). Для ее решения были привлечены компании Fieseler Flugzeugbau GmbH и Henschel-Werke. В первой был создан самолет Fieseler Fi. 98, а во второй Henschel Hs. 123. По результатам испытаний на вооружение была принята машина разработки компании Henschel-Werke. Этот одноместный пикирующий бомбардировщик представлял собой полутораплан смешанной конструкции. В качестве силовой установки на нем применяли девятицилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения типа BMW 132 Dc. Максимальная скорость самолета составляла 340 км/ч, а практическая дальность полета 850 км. В состав вооружения могло входить два 7,9-мм пулемета MG-17, бомбы различных калибров или две 20-мм пушки MG-FF. Всего было выпущено около 250 экземпляров данного самолета, включая несколько прототипов. Первое боевое применение машины состоялось во время гражданской войны в Испании. После появления более современных пикировщиков, применялся в основном в качестве легкого штурмовика. Самолет Fieseler Fi. 98 же остался в разряде экспериментальных.

Экспериментальный пикировщик Fieseler Fi. 98. Источник: https://en.wikipedia.org/
Экспериментальный пикировщик Fieseler Fi. 98. Источник: https://en.wikipedia.org/
Экспериментальный пикировщик Fieseler Fi. 98. Источник: https://en.wikipedia.org/
Для справки. Опытный пикирующий бомбардировщик Fieseler Fi. 98. Конструктивно представлял собой классический одномоторный расчалочный биплан с двухстоечным типом шасси. Был разработан в первой половине тридцатых годов в компании Fieseler Flugzeugbau GmbH под руководством Рейнольда Мевеса. Было построено два опытных прототипа, которые испытывались на испытательной базе Люфтваффе в Рейхлине. Однако полученные результаты не удовлетворили заказчика и выбор был сделан в пользу другого изделия.

Что же касается второго этапа конкурса, то к нему было привлечено в два раза больше участников. Примерно в одно и тоже время на рассмотрение заказчику были представлены следующие самолеты: Arado Ar. 81, Junkers Ju. 87, Blohm & Voss Ha. 137 и Heinkel He. 118. В итоге победителем был объявлен Junkers Ju. 87. Но и другие пикировщики оказались весьма интересным машинами и возможно при других обстоятельствах результаты этого конкурса могли бы быть иными. Три машины из четырех создавались по схеме моноплана. Меньше всего шансов на победу было у Blohm & Voss Ha. 137, разработкой которого руководил конструктор Ричард Фогт. Дело в том, что данный проект не в полной мере отвечал обновленным требованиям к перспективному пикирующему бомбардировщику. Конструктивно он представлял собой цельнометаллический моноплан с крылом типа "обратная чайка", неубирающимся шасси и классическим типом однокилевого оперения. Самолет изначально спроектировали и построили одноместным. Переделка в двухместный вариант оказалась невозможной. Тем не менее, было собрано несколько прототипов с разными силовыми установками и составом вооружения.

Пикирующий бомбардировщик Blohm & Voss Ha. 137. Источник: http://www.airwar.ru/
Пикирующий бомбардировщик Blohm & Voss Ha. 137. Источник: http://www.airwar.ru/
Пикирующий бомбардировщик Blohm & Voss Ha. 137. Источник: http://www.airwar.ru/

Был проведен ряд испытаний, в ходе которых самолет показал удовлетворительные результаты. Но в начале 1936 года разработку этой программы свернули. Еще какое-то время велись изыскания специальных модификаций Ha. 137 в интересах Военно-морского флота, но и от них в конечном итоге отказались. Дальность действия посчитали недостаточной, да и один из опытных экземпляров был потерян в ходе испытаний, что также оказало негативное влияние на программу. Несколько оставшихся прототипов этого самолета впоследствии применялось в качестве летающих лабораторий для отработки перспективных систем вооружения. Основным же конкурентом "восемьдесят седьмого юнкерса" был пикировщик Heinkel He. 118. Конструктивно он представлял собой одномоторный двухместный моноплан с убирающимся шасси. Самолет оснащался двигателем жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 600C. Машина получилась очень технологичной и имела большое количество нововведений. Естественно в работе некоторых систем выявили определенные проблемы, но большинство из них было решаемо. А весной 1936 года началось строительство предсерийной партии. Крест на проекте поставил случай, который произошел с руководителем технического управления Министерства авиации Эрнстом Удетом. Он был опытным летчиком и лично решил выполнить полет на новой машине. Закончился он неудачно. Из-за ошибки пилотирования прототип был потерян. Своей вины Удет не признал и отказался принимать этот самолет на вооружение. К тому же он изначально, что называется лоббировал интересы "юнкерса" и отдавал предпочтение Junkers Ju. 87. Попытка продать Heinkel He. 118 своим союзникам в лице Японии, также закончилась ничем.

Пикировщик Heinkel He. 118. Источник фото: http://weapons-of-war.ru/
Пикировщик Heinkel He. 118. Источник фото: http://weapons-of-war.ru/
Пикировщик Heinkel He. 118. Источник фото: http://weapons-of-war.ru/

Из отмеченных выше самолетов особняком стоял Arado Ar. 81. Конструкторы компании Arado Flugzeugwerke GmbH придерживались более консервативных взглядов и их пикировщик единственный (из числа новых машин) был выполнен по схеме биплана. Кстати говоря, исходя из подобных принципов, они создали и тактический разведчик Arado Ar. 198 (Ссылка на статью), что в конечном счете привело к принятию на вооружение других, более перспективных изделий. Однако, несмотря на казалось бы устаревающую схему биплана, самолет Arado Ar. 81 неплохо себя проявил на начальной стадии испытаний. По отдельным показателям (максимальная скорость, скороподъемность) он даже превосходил своих прямых конкурентов. Его основной выявленный недостаток был связан с неустойчивостью в полете. Конструктивно пикировщик представлял собой цельнометаллический биплан с неубираемым шасси. Экипаж состоял из двух человек- летчика и стрелка. Одно из основных отличий между построенными прототипами, заключалось в оперении. На первых прототипах оно было разнесенным двухкилевым, а на третьем установили классическое однокилевое. В качестве силовой установки изначально использовался двенадцатицилиндровый перевернутый V-образный двигатель Jumo-210Cs с трёхлопастным винтом. На третьем прототипе его заменили на модификацию Jumo-210Са с двухлопастным винтом. Стрелковое вооружение опытных экземпляров состояло из 7,9-мм пулеметов MG-15 и MG-17. К официальным испытаниям машину подготовили чуть позднее остальных. Но к этому времени уже было принято решение о запуске в серийное производство Junkers Ju. 87. Этот проект также остался в числе экспериментальных.

Пикировщик Arado Ar. 81. Источник фото: http://1000aircraftphotos.com/
Пикировщик Arado Ar. 81. Источник фото: http://1000aircraftphotos.com/
Пикировщик Arado Ar. 81. Источник фото: http://1000aircraftphotos.com/

Что в итоге? Откровенно неудачных конкурентов у "штуки" не было. Каждый из трех прочих проектов имел как свои слабые, так и сильные стороны. Но наибольшая поддержка со стороны заказчика тогда была оказана именно проекту Junkers Ju. 87. По сути это и сыграло ключевую роль в выборе победителя. В завершении статьи приведем таблицы с основными летно-техническими характеристиками некоторых отмеченных выше самолетов.

Основные ЛТХ самолета Arado Ar. 81.

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://warwall.ru/, http://www.airwar.ru/, http://1000aircraftphotos.com/, https://en.wikipedia.org/, http://weapons-of-war.ru/, Серия книг Боевые самолеты третьего Рейха в переводе Андрея Фирсова, книга А. И. Харук. Все самолеты люфтваффе, книга Л. Л. Анцелиович. Неизвестный Юнкерс, книга А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов. Пикирующий бомбардировщик Junkers Ju. 87, Оригинальное техническое описание самолета Ju. 87B-2. 1940 год, журнал Авиация и Космонавтика.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).